От зари до зари токуют в шоу глухари.
Посмотрел ток-шоу местного ТВ, посвящённое «насущно-злободневной» теме переименования улиц. Не убедили друг друга пратидиваны (санскрит - «противники»), к домашним диванам отправились. Иначе и быть не могло. Раздваиваются понятия о добре и зле. Африканский абориген выразил это явление: «Зло – когда сосед нападёт на меня, отнимет скот, жену. А добро - когда я у соседа отниму его скот и жену». Галстуки и фраки лишь прикрывают двойную мораль.
В «Архангельских губернских ведомостях» от 6 июля 1838 года опубликовано распоряжение губернского начальства «О неупотреблении старых аршинов». Согласно документу «строжайше предписывается градским и земским полициям неослабно наблюдать: чтобы запрещённые аршины в торговле не употреблялись».
Далее указана сумма штрафа с нарушителей в пользу казны (2 рубля серебром), применяемая « с понуждением купить новый» (аршин) в уездных казначействах.
Единым должен быть аршин?
Бывают исключения. Об одном поведал в 1886 году Фёдор Тютчев: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить».
Чуть раньше (в середине девятнадцатого века) родился термин double standard - «двойной стандарт», применённый тогда для обозначения неравных моральных требований к мужчинам и женщинам.
Разумеется, в отличие от термина, явление «двойные стандарты» существовало в истории человечества с незапамятных времён. Дубиной double standard вооружились властители, политики, идеологи, экономисты, журналисты. Однотипные действия различных субъектов сплошь и рядом оцениваются в зависимости от степени их лояльности или других соображений, выгодных оценивающему.
Классическим выражением, обозначающим данное явление, стала фраза британского писателя Джеральда Сеймура «для кого террорист, а для кого – борец за свободу».
С появлением радио, телевидения, интернета объёмы информации, скорости её подачи потребителю возросли многократно. Как и возможности владельцев СМИ к манипуляциям, лжи и передёргиваниям. Противоборствующие в конфликтах стороны, получая совершенно разную информацию, перестают понимать друг друга. Даже если говорят на одном языке.
Результат: обиды, ярость, правда на правду идут с виртуальными и реальными кулаками, дубинами, автоматами, бомбами. Гибнут люди. Или Вселенные? Ибо, возможно, прав космолог Карл Саган: «Мы – Вселенная созерцающая саму себя».
В разгар первой мировой войны поэт Велимир Хлебников основал утопическое «Общество председателей Земного шара», призванное осуществлять идею мировой гармонии. По мнению поэта, на смену государствам, воюющим за клочки пространства, должно прийти «Государство времени», которым будут править лучшие люди планеты, отвоевывать у Вселенной время будут Творяне, на смену приобретателям должны прийти Изобретатели.
Увы, не сбылись мечты блаженного поэта. Конспирологи утверждают о существовании разделяющего и властвующего мирового правительства, карта Земли делится в войнах, идёт борьба за энергоресурсы, умы, информацию. То есть за различные виды энергии.
Или за время?
Согласно предположению Велимира Хлебникова, энергия – это качество времени. Гипотезу об энергетической природе времени позднее выдвинул и обосновал советский астроном Н.А.Козырев.
Поэтам, музыкантам, художникам, философам и другим лучшим (по-Хлебникову) людям места в «правительстве Земли» не нашлось. И нет Творян, приобретатели борются со временем, изобретая лекарства от старости, вмешиваясь в ДНК, создавая клонов.
Без ответов остались заданные в «Воззвании председателей земного шара» вопросы:
Прилично ли Господину земному шару
(Да творится воля его)
Поощрять соборное людоедство
В пределах себя?
И не высоким ли холопством
Со стороны людей, как едомых,
Защищать своего верховного Едока?
Употребляются старые аршины.
Александр Чашев
(на фото: памятник драке)