Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Про уродов без людей. «За Маркса!» Светланы Басковой

А что такого удивительного, много ли фильмов мы видим про труд в последние годы? «Магнитные бури», «Последний забой»... больше и не припомню. Первый с элементами мистики, второй с сарказмом, нет чистоты жанра. Ах, да (поправляю сам себя), были ещё «Духless» и «Generation П», тоже на профессиональную тематику. Там менеджеры пили, ели и трахали не просто всё, что горит и шевелиться, но то, что подороже. Правда, не на рабочем месте. Значит, не то...

И вот создательница арт-хаусного кино («Зелёный слоник», «5 бутылок водки»...) нежной женской ручкой берётся за кувалду пролетарского кинематографа, процентов 70 действия происходит на территории металлургического комбината. «Надоело» - морщите носик вы. А когда успело? Начинаю вспоминать советские фильмы на производственную тему в последние годы жизни того политического строя. Всплывает «Премия», ненаучная фантастика, в которой бригада отказывается от денег из принципиальных соображений. Горбачёву, говорят, очень нравилось, он по этим мотивам перестройку и затеял. Ещё была «Зина-Зинуля», сам работал. Тоже конфликт интересов - села некрасивая девушка-диспетчер на пенёк, протестуя против приписок на раздаче бетона и нехватки холостых инженеров на всех работниц ДорСМУ. Её с того пенька не только домкратом, министром поднять невозможно было. То есть, везде социальный конфликт, просто полтора часа смотреть на работающий станок, крутящуюся бетономешалку или льющийся из ковша металл скучновато будет. Что тогда, что сейчас.

Наверное, чтобы снимать кино про пролетариат, нужно хотя бы немножко знать его представителей. Не обязательно самых лучших, худшие тоже подойдет для разнообразия и правды жизни. И уж из этих своих впечатлений создать некий общий образ, если замахиваешься на нетленку (само название с Марксом обязывает). Прочёл в интервью с автором, что она поездила-посмотрела по рабочей России и сделала соответствующие выводы.

С тем стал смотреть и очень удивился. Ещё больше удивился, когда узнал, что большинство рецензентов углядели в ленте какой-то гражданский пафос. А по-моему голимое издевательство над непонятной режиссёру-сценаристу жизнью. В лучшем случае, эксперимент с формой по типу акунинского, когда отец-родитель Эраста Фандорина всовывал своё детище то в детскую книгу, то в производственную, то в шпионский роман. Талантливо, прикольно, но не так, чтобы серьёзно относиться к прочитанному.

Однако надо с самого начала создать серьёзную мину. Вот и в ленте зрителя сразу предупреждают - события происходят в 2010 году во время первой волны кризиса. Ну, там увольнения, сокращения зарплат и прочее, лишь бы выжить. И мы тогда сокращали сами себе зарплаты, а вот самих себя уволить рука не поднялась. А было бы нас в агентстве больше плюс наёмные работники... что ж, на то и капитализм, отсутствие разумной безработицы только развращает.

В «За Маркса!» нам предъявляют лютый образ капиталиста-собственника, каких даже сталинский «Крокодил» не пропечатывал. Наглючая его морда (та же, что парила народу мозги в «Generation П») в период кризиса заботится только об одном - как бы на лондонском аукционе прикупить шедевр Родченко за три миллиона зеленью, без него, блин, офис не смотрится. Не правда ли, знакомая у художника фамилия, но сразу не определишь, чай не Шишкин? Заглянул в поисковик. Выяснилось - металлургический жлоб запал на одного из основоположников русского конструктивизма. Эстет, значит, хоть и матом ругается, и людей за быдло держит, даёт шестёркам указание «кончай их» (имеются в виду профсоюзные активисты). А сам-то, сам... вылез когда-то за счёт папы-гэбэшника, не поддержавшего в 91-ом ГКЧП и, соответственно, предавшего все идеалы (это я пытаюсь философствовать). Были такие? Полным-полно... но в начале 90-х. А вот в нулевых всё больше профессионалы в цене, разбирающиеся в своём деле. Мне же вспомнился эпизод из «Лимиты» Дениса Евстигнеева, где карикатурный олигарх в исполнении Серёжи Газарова прикупил от щедрот неправедных, а так же не-фиг-делать киностудию, и сходит с ума от сценариев, кинопроб, задних планов, в которых ни бельмеса. Так себя не ведут ни Лисин, ни Мордашов - сегодняшние флагманы отечественного металлопроката. Значит, и здесь нам показали карикатуру, а кто-то из кинокритиков повёлся по наивности.

Ну, а что на это нам ответит пролетариат? В первых же кадрах - трясётся старый «ПАЗик», ставший в последние кинематографические годы настоящим символом убогости российской провинции (« В стране ПАЗиков» - http://rusnord.ru/2012/1/31744), звучат обыденные пустые разговоры: кто-то сделал крышу на дачу, кто-то вчера видел по телевизору передачу про зубров. На первой остановке в автобус подсаживается мужичок с вкрадчивым голосом и начинает рассказывать рабочим о том, что руководство завода собирается понизить зарплаты и провести сокращения. Есть решение - не подписывать никакие бумаги, вступать в независимый профсоюз. Покричав: «О себе надо подумать, а он всё о зубрах да о зубрах», мужики выходят из автобуса. Приехали. О зубрах это рабочий предпенсионного возраста переживал, ещё не отошедший от знакомого советского «нам до всего есть дело». Не столько смешно, сколько обидно за старость...

А дальше в интерьере цехов и подсобных помещений только разговоров, что о Годаре, да о русских мыслителях. Опять знакомая фамилия? Ещё бы, это тот самый знаменитый Жан-Люка, основатель «новой волны» во французском кинематографе. В 60-е он был любимцем, ну, самой продвинутой творческой интеллигенции, смотревшей его шедевры на очень закрытых просмотрах и не всегда понимавшей, о чём там идет речь. А тут тематические просмотры для рабочих, какого?! Уймись, хозяин-мироед, со своим занюханным Родченко!

Бывают такие продвинутые рабочие? Бывают. Я лично знал двоих. Потом они оба поступили во ВГИК и как-то само собой рабочими быть перестали. Но и в увиденном полотне представители пролетариата, смущаясь, признаются, что ни черта не понимают ни в кино, ни в лекциях перед показом. Но чувствуют, что это здорово. Теперь уже я не понимаю - зачем ходят, зачем смотрят? Согласен, образ пролетария, интересующегося футболом, пивом и (пардон) бабами, схематичен и примитивен. Но что делать, если именно таков средний пролетарий, каким я его наблюдал, что в Америке, что на Кипре, что в Германии. Не нравится - смотри кино о белых воротничках, они, как минимум, больше читают.

Дальше по ходу сюжета на экране творится полная фантасмагория с убийствами профсоюзных активистов, сбрасыванием живых в свежевырытую могилу, порочными коррупционными связями по схеме олигарх-чиновник-банкир, разве что без секса в кадре. Апофеозом является близкая родственная связь владельца предприятия и самого главного профсоюзника (Шекспир в отпаде!), а так же убийственная драма на крыше офиса с кровью цвета малинового варенья, очень напомнившая мне по эстетики финал черно-белого шедевра Вайды «Пепел и алмаз». Не хватало только «Марсельезы» на финальных титрах... чтобы расхохотаться в голос. Вспомнилась хрестоматийная фраза Годара, обвинённого в натурализме на экране - «Да не кровь я снимаю... просто красное». Коротко и ёмко.

Я не знаю, что сподвигло эстетствующую до последнего времени Светлану Баскакову на съёмки этого памфлета на тему классовой вражды. По моим прикидкам, бюджет там близок к трёхкопеечному, без звёзд в кадре и в естественных декорациях. КПРФ профинансировала? Вряд ли, не последние же там идиоты сидят (или я ошибаюсь?). Кто-то из сталелитейных магнатов, чтобы опорочить профсоюзное движение? Зачем, с таким раскормленным деятелем, как Андрей Исаев, никакого дополнительного компромата не надо. Окончательно отбить охоту поднимать острые производственные вопросы на экране? Зачем, если их и так там не присутствует.

Мне лично кажется, что тонкая, ироничная, афористичная Света Баскакова от души поиздевалась над обещанным кинематографистам госзаказом, в котором мелькали слова о «людях труда». Хотели - получите, и больше не приставайте с вашими глупостями. То, что я увидел на экране, можно смело назвать «Про уродов без людей» (в память о Лёше Балабанове).

Хотя допуская, что просто сам ничего не понял из увиденного. Тогда пусть старшие товарищи меня поправят...      

    

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (242)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20