Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Тайны русского фастфуда. Как президент Путин объегорил братьев-режиссёров

Просто сказка какая-то! Так её и начнём…

Жили-были в России два знаменитых брата-режиссёра при знаменитом отце-стихотворце . Горя не знали, по заграницам разъезжали, деньги на свои кИна из госбюджета получали. Но случилось так, что обласканный всеми властями папаша почил в бозе (и то, старенький уже). А у самих братцев в последнее время с кинОм не заладилось, ленты одна за другой пролетали в прокате (http://rusnord.r u/oldnews/638-34 063.html,http://rusnord.r u/oldnews/560-34 143.html). То ли нюх на зрительскую конъюнктуру потеряли, то ли забронзовели, а то и просто постарели… с кино-мэтрами такое случается сплошь и рядом (Гайдая вспомните).

Конечно, кой-какой финансовый задел у братьЁв был… да расходы тоже немалые – поместья, дети-внуки-бывши е жёны, просто челядь. Был у них и большой друг-покровитель … да что там - просто великий - в ранге президента. Только ведь не вечный он. Да и слухами о болезнях его весь интернет жужжит. И решили братья Михалковы-Кончал овские подстраховаться, пока друг-покровитель в силе и при делах…

Знаете, я сам сторонник лезть только туда, где что-нибудь понимаю. А в чём разбираются указанные выше мастера культуры кроме того же кино? В еде и питье! Потому что оба гедонисты. Вам это любая мосфильмовская гримёрша-костюме рша подтвердит. К тому же у старшего супруга который год кашеварит на телеэкране, а у младщего старшенький отпрыск Стёпушка известный московский ресторатор. Тут главное всё просчитать-обосн овать. Они и посчитали…

Значит так, на запуск пилотного проекта по открытию сети кофеен-кулинарий и фабрик-кухонь братьям нужно 971,8 млн. рублей… миллиард для круглого счёта. Окупиться затраты должны через 4,8 года. Деньги, что и говорить, «длинные», а гарантия их возвращения с учётом экономического кризиса зыбкая. Поэтому под проект нужна экономическая подоплёка. А её и выдумывать не надо – догнать и перегнать вражеский «МакДоналдс»! Тем более что у него и так в России не лучшие времена наступили… кроме постоянной популярности у потребителей. Но об этом чуть позже.

Пока же о самом бизнес-проекте. Планируется, что новая сеть ресторанов быстрого обслуживания с незамысловатым названием «Едим дома!» в честь известной телепрограммы Юлии Высоцкой (в интернете её уже переделали на «Сидим дома» с намёком на знаменитую домашнюю сиделицу от «Оборонэкспорта» Евгению Васильеву) будет состоять из магазинов-кафе и фабрик-кухонь. Последние, помимо снабжения торговых точек, возьмут на себя обеспечение питанием социальных учреждений, в том числе, детских домов и интернатов. Пилотные проекты планируется реализовывать в Подмосковье и Калужской области, где будет открыто 41 кафе и 91 кулинария. «Учитывая социально-полити ческий характер проекта... просим поручить осуществление проекта «Едим дома!» правительству РФ», - написали братки-Кончаловс кие в пояснительной записке другу-президенту . По-моему, Сергей Бондарчук, когда запускался с «Они сражались за Родину», и то скромнее формулировал.

В Кремле поручили продвигать проект вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Заместитель главы правительства обещал для такого дела подтянуть представителей Минэкономики, Минпромторга, Минсельхоза, администраций Московской и Калужской областей. На момент написания материала я ещё не знаю итогов этой встречи. Но почему-то спокоен. За Михалковых-Конча ловских, естественно.

А вот что думают о перспективах своей задумки сами братья. Слово старшенькому: «Есть идея, она плодотворная. Конечно, из неё можно черт-те что сделать, как и из любой идеи. Хотим попробовать создать сеть хорошей, честной еды, это доступная вещь должна быть». Формулировка «честная еда» мне напомнила высказывание футбольного тренера-неудачни ка Эдуарда Малофеева, объяснявшего, что советская футбольная сборная под его началом проигрывает матч за матчем, зато играет в «искренний футбол». Что думает по этому поводу младший брат, узнать пока не удаётся – Никита Сергеевич релаксирует за границей с выключенной «трубой».

Надо сказать, что на фоне экономического кризиса российский рынок общественного питания переживает не лучшие времена. Так, за три зимних месяца темпы роста числа баров в российских миллионниках упали в 18 раз, а число ресторанов и вовсе сократилось процентов на тридцать. Причём выживают как раз дорогие, элитные с постоянной клиентурой, посещение которых носит больше статусный характер, чем кулинарный. Плохо приходится заведениям, рассчитанным на средний класс в российском понимании этого определения – «белых воротничков», мелких предпринимателей , хорошо оплачиваемых специалистов.

Зато сетевые кофейни и предприятия фастфуда не только не рухнули, но и продолжают расширяться. Однако здесь нужно угадать с рыночной конъюнктурой. Так, популярнейшие в советские времена чебуречные (сам отстаивал в них по часу и больше) совсем не пошли, зато процветают хинкальные. В Москве весьма популярны осетинские пироги (с доставкой на дом), в провинции же эта тема весьма сомнительна. И уж совсем мне непонятен повсеместный провал вкусного и дешёвого китайского фастфуда, которым объедаются на улицах всего мира туристы, учащаяся молодёжь и рабочий класс низкого достатка.

Так что, братья-режиссёры , известные во всём мире, решили на старости лет поменять род деятельности? А вот и ни фига! Новым проектом займётся уже упоминавшаяся здесь супруга Кончаловского. Ведь Юлия Высоцкая не только кулинар-теоретик и food-writer, но и практик-ресторат ор. В её управлении два собственных ресторана в российской столице: «Юлина кухня», средний чек которого составляет 1,5 тысячи рублей, и Food Embassy со средним чеком в 2 тысячи рублей. Кроме того, она же занимается выпуском замороженных ягодных и овощных смесей под принадлежащим ей брендом «Едим дома». Также под данным брендом зарегистрирован интернет-магазин , созданный известной телеведущей и специализирующий ся на реализации товаров для кухни.

Но и это ещё не всё. По данным из открытых источников Юлии Высоцкой принадлежит целая бизнес-империя. Так, в её управлении находятся 35% ООО «Продюсерский центр А.С.Кончаловск ого»; 10% ООО «ХлебСоль» (выпускает одноименный журнал); 19% ООО «Борки29» (сдаёт недвижимость внаём); 35% ООО «Кулинарные путешествия Юлии Высоцкой» (турагентство); 51% ЗАО «Едим дома!» (телепрограмма); 50% ООО «Золотой глобус» (кафе на Охотном Ряду); 35% ООО «Кинокомпания Андрея Кончаловского»; 15% ООО «Ёрник»; 25% «Криэйтив Брендинг Эйдженси». Ни одна из принадлежащих пани Юлии компаний не раскрывает своих финансовых показателей.

И это кроме ежедневных «завтраков» на НТВ и еженедельных воскресных «Едим дома!» там же. Несколько лет назад я смотрел интервью с ней в программе Фёдора Бондарчука «Кино в деталях». Как же эта молодая (пока) женщина устало выглядит - ни одним гримом не скроешь. Похоже, пашет на ней старый фавн Кончаловский и в хвост, и в гриву. Мне её жалко… честно.

На мой взгляд в этой истории есть два аспекта – финансовый и моральный. Начнём с первого…

Идея сама по себе неплоха. Концепция фабрик-кухонь появилась в СССР в 20-30-е годы ХХ века на фоне провозглашенного курса на индустриализацию страны и освобождение женщин от «кухонного рабства». «Примусам», «домашним обедам» и «мещанским закопченным кухням» была объявлена война. Это была целая концепция. Дома для партийной элиты того периода (в частности, знаменитый Дом на набережной в Москве) проектировались с огромными комнатами, длиннющими коридорами, просторными ваннами-сортирам и и… кухнями-клетушка ми, чтобы «чай подогреть». Первая фабрика-кухня была открыта в 1925 году в Иваново-Вознесен ске. В дальнейшем подобные заведения занимали целые кварталы. Основной их целью был массовый выпуск полуфабрикатов и обеспечение обедами столовых. Они же становились палочкой-выручал очкой для школьников без бабушек, чьи родители весь день пропадали на работе. И я таким завидовал… до сих пор балдею при воспоминании о столовских котлетах с макаронами, щедро политыми густой коричневой подливой. Это при том, что сам готовлю на уровне ресторанного шефа.

Однако ставить перед собой задачу догнать и обогнать «МакДоналдс» - нечто из области фантастики. Уже пытались. В середине 90-х в России появилась сеть «Русское бистро», предлагавшая как альтернативу биг-макам и пепси-коле пироги и морсы. И что? Не выдержали конкуренции. Хотя в нашем варианте забегаловки к закускам полагалось горячительное (в «Маке» это в принципе исключено, разве что заявиться со своим). Уж не знаю: то ли они в свои котлетки пихают вкусовые добавки, на которые быстро подсаживаются едоки, то ли дело в тщательно продуманной рекламе… Но факт остаётся фактом – для школьников Архангельска лучшее место для празднования дня рождения – «МакДоналдс». Попробуй – переплюнь!

Понимают это братья-режиссёры ? А то! Поэтому и решили сами не вкладываться, а получить деньги от государства под патриотическим соусом. Тем более что «импортозамещени е» стало модным патриотическим брендом – сам Патриарх Кирилл проводит молебны в его здравие. Тут и о прибыли думать не надо, раз речь о борьбе с заокеанской заразой. Ну, а где речь идёт о миллиарде, там не один миллион «случайно прилипнет» к рукам исполнителей. И это только на начальном этапе. Когда первые заведения начнут функционировать, можно пару месяцев работать «в ноль» ссылаясь на раскрутку и отсутствие клиентуры (кассовые аппараты сразу предлагают с функцией обнуления счёта). А если это не одно заведение, а десятки, как планируется? О том и речь…

Теперь о втором аспекте - о моральном. Почему типичный бизнес-проект с большой коррупционной составляющей внутри запускается на общие (бюджетные) деньги? Братья-режиссёры вполне могли начать с пяти-шести точек, заложив под это дело свои родовые поместья. Но нет - не хотят рисковать. Значит, не уверены в успехе. Кто открывает проект при таких обстоятельствах? Тот, кто собрался что-то… свиснуть, прикрывшись патриотическим лозунгом.

Действительно, зачем иметь сто друзей? Вполне достаточно одного… но Путина.

P.S. Оказывается, я поторопился с выводами. Братьям-режиссёр ам было вежливо, но жёстко отказано в бюджетном финансировании. С комментариями от Алексея Кудрина – «не путайте круглое со сладким»… то есть, бизнес с патриотизмом. Лоббировать шкурные интересы кинематографисто в, пусть и талантливых, Кремлю совсем не к лицу.

P.P.S.Однако до чего же смелые эксперты оказались, что завернули проект, рекомендованный самим президентом! И тут уже меня обуревают сомнения. Вряд ли в системе сегодняшней России кто-то из чиновников рискнёт высказывать своё мнение отличное от ГЛАВНОГО. Тем более, группой. Уж не Путин ли сам всё затеял с расчётом на широкий общественный резонанс? Ведь на выходе получается, что у правительства может быть иное мнение, отличное от президентского. А заодно и зарвавшиеся братья получили щелчок по носу – ваше место, бояре, нынче в людскОй, и нечего дружбой с главным хвастать. Если это так, то мой респект Владимиру Владимировичу за выдумку!

(на фото: "Вова, третьим будешь?")

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (192)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20