Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Больше, чем Кирилл. Серебренников, «Нуриев», завбазой… и прочие нюансы дела «Седьмой студии»

Опять имя Кирилла Серебренникова на слуху. И опять в криминальных сводках.

Никто не рассчитывал, что дело «Седьмой студии» быстро рассосётся. Точнее, это была бы катастрофа для его фигурантов. В традиции российского правосудия подобные резонансы, как правило, рассасывают одинаковым образом – быстро осудили, хорошо, если не расстреляли.

Хотите сказать, что сейчас не расстреливают? Но сажают. Вполне возможно, в данном случае мог возникнуть прецедент – скандального автора судят не за то, что создал, а за хищения. Собственно, именно об этом проговорился кинорежиссёр Владимир Меньшов, который первым публично возрадовался возникшим неприятностям у коллеги и конкурента, точно указав, что ему не нравится в творчестве Серебренникова.

И мне тоже. Уверен, что не пошёл бы на половину его театральных постановок. При этом оставляю за любым художником право на взгляд и самовыражение… если, конечно, они не идут вразрез с определёнными статьями уголовного кодекса.

А они в этом случае не идут, только в качестве околотеатральных разговоров. Официальные же обвинения касаются исключительно финансовой дисциплины. И тут я с ностальгией вспоминаю времена, когда художника и близко к финансам не подпускали. За всё отвечал директор, продюсер – чисто буржуазное понятие, для нас не характерное. И, если кто и грел руки, то только администраторы, режиссёров и художников, если вызывали в суд, то исключительно в качестве свидетелей.

Зато сейчас многие творческие личности берут на себя, в том числе, и финансовые функции. Они хотят всё сами контролировать, чтобы ни копейки на сторону. Вполне объяснимое желание… но и риск, и соблазны тоже.

Само дело идёт не один год по всем законам драматургической интриги. Маски-шоу в доме мастера, что дало повод говорить о начале репрессий против российского искусства, не вписывающегося в модную ныне концепцию неопатриотизма (космополит Серебренников по определению не вписывается). И при этом президент, отвечая на вопрос Евгения Миронова, как он относится к подобному прессингу, отвечает ёмко – «Да дураки». За сим при нашей сакрализации власти должно последовать немедленное освобождение подозреваемых с параллельным увольнением дураков. Но… ничего подобного. Такое впечатление, что Путин только тогда поинтересовался, за что прессуют мало известного ему режиссёра, за которого так ходатайствуют известные ему люди, и, мало в этом разобравшись, даёт отмашку копать дальше. То есть, с тройным упорством, но и с оглядкой, что даёт надежду на некоторую объективность выводов.

И вот - Мещанский суд Москвы назначил новую комплексную комиссионную, оценочную, искусствоведческую и финансово-экономическую экспертизу по делу режиссера Кирилла Серебренникова и "Седьмой студии". Одновременно с самого Серебренникова снимают домашний арест и переводят на подписку о невыезде. Что демократической общественностью воспринимается как проявление царской милости к падшему художнику, чуть ли не оправданием.

И почти сразу же подследственный получает «Золотую маску» как лучший драматический режиссер за постановку «Маленьких трагедий» в «Гоголь-центре» и за балет «Нуриев», для которого он ставил сценографию, в номинации «Лучший спектакль в балете». Вообще на последних фестивалях Серебренников главный фаворит, даже его весьма среднее по художественным находкам «Лето» собирает в Каннах не только полные просмотровые залы, но и вполне доброжелательную критику. Да-да, угнетаемых жалеют не только в России, но и в мире искусства в целом.

И всё-таки назначена искусствоведческая экспертиза. Хотя изначально нам говорили, что творчество в неприятностях Серебренникова ни при чём, дело только в растрате государственных средств. Что лично для меня тоже сомнительно с точки зрения нравственности – сколько раз сам дербанил с коллективом сэкономленные спонсорские средства. Говорите, нельзя? Ну, мало ли…

«Нуриев» уже давно главный балетный скандал десятилетия. Потому что этот танцовщик трудами ещё советской пропаганды стал не только символом предательства советской родины, но и свободы однополой любви. Вообще-то в той стране об этом непринято было писать, как об явлении нехарактерном… но тут особый случай – из социалистического рая могут бежать только законченные педерасты.

Кадры, что я видел в интернете, не вызывают у меня желания немедленно окунуться в этот мир Рудольфа Нуриева. Но те, кто лучше разбирается в балете, говорят о гениальности пластики и драматургии… поэтому поверю на слово и лично проверять не буду.

Наверное, Серебренников гений сценографии, так много слышал я мнений от людей, которых ценю и уважаю. Впрочем, и на другой стороне моих знакомых немало, кто только потерял с его приходом в «Гоголь-центр». Но, зная этот мир, рискну предположить – здесь очень большая толика завести. Прежде всего, к тому, что государственную субсидию получает проект, относящийся к экспериментальным. То есть, по определению авторский и вряд ли патриотичный. Плюс слухи о том, что Серебренникову на самом верху покровительствует Влад Сурков, а у него самого в Кремле полно недоброжелателей. Надо было понимать, через кого тебе деньги идут… но кто же об этом в такой момент думает?

Интересная строка расходов из дела «Седьмой студии», как понимаю, именно она и должна была взорвать обывательское мнение, настроить его против театральных экспериментаторов - По платежным ведомостям ежемесячная зарплата Серебренникова составляла 35 тысяч рублей, Итина — 45 тысяч, Малобродского, Вороновой и Войкиной — по 25 тысяч. На самом деле Серебренников получал ежемесячно до 240 тысяч рублей, Итин — до 200 тысяч, Малобродский, Филимонова и Воронова по 100 тысяч, Войкина — 50 тысяч.

Это кто такие официальные зарплаты придумал для столичных театральных деятелей… и после хотят, чтобы никаких шахер-махеров? Святая наивность… особенно в стране, где настолько распространена обналичка. На мой неправоохранительный взгляд, самым разумным было выдавать этим людям определённую сумму на подготовку творческого продукта, а всё, что смогли сэкономить, ваше! Говорите, нельзя? Тогда и нечему удивляться, святых и в Храме Мельпомены счётное количество.

Пока есть ощущение, что Серебренникова не закроют. Просто не смогут, это очень серьёзная внешнеполитическая ошибка. То, что он дальше будет осторожней работать, на это я бы тоже не очень рассчитывал… посмотрите в его шальные цыганские глаза.

То, что он… вернее, ему приумножили славу, известность и, соответственно, личную капитализацию, вообще без вопросов.

Но «дело «Седьмой студии» принесло пользу и всей российской культуре.

В течении всех этих месяцев нам пытались объяснить, что в таких делах нет разницы – режиссёр или зав овощной базы, против чего я много лет сопротивляюсь. И вот говорит Михаил Пиотровский, директор «Эрмитажа» (куда уж круче) - «Должны быть другие правила, по правилам простой бухгалтерии творческие учреждения работать не могут. Должны быть наличные деньги. Должен быть совсем другой тип конкурса, госзакупок. Там много специфики, которая должна учитываться. Культура должна иметь привилегии».  

Понимаю, завбазой слышать такое обидно. Но этот мир буквально соткан из несправедливостей…

 

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (67)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20