Памятный крест в честь новомучеников Церкви Русской установили в урочище Волкозеро (Приморский район Архангельской области).
Как рассказал директор епархиального музея Новомучеников и исповедников земли Архангельской Николай Суханов, в 1928 году (во вторник Святой седмицы) в урочище были заживо сожжены архимандрит Вениамин (Кононов), последний настоятель Соловецкого монастыря, и иеромонах Никифор (Кучин). Возведением креста занимались члены Архангельского православного братства при поддержке предпринимателя Алексея Бурого.
«Архимандрита Вениамина почитают не только на Соловках. Он был предпоследним настоятелем в Сийском монастыре, и в Кожеезерской обители его поминают добрым словом. В 1920 году, через месяц после взятия Архангельска частями Красной армии, на Соловки прибыла комиссия с особыми полномочиями. В первую очередь арестовали архимандрита Вениамина и казначея иеромонаха Никифора. Они были отправлены в Холмогорский концентрационный лагерь, но Господь не попустил им погибнуть в этом расстрельном месте — через два года они возвращаются в Архангельск. Соловки в это время советская власть превращает в тюрьму всероссийского масштаба», — сказал Николай Суханов.
По его словам директора музея, архимандрита Вениамина не отпускала надежда устроить монастырскую жизнь заново. Летом 1926 года послушник Соловецкого монастыря Степан Антонов предложил монахам переехать в деревню Часовенскую. За два месяца Степан с другим послушником Прокопием Гулиным построили на Волкозере монашескую избу шесть на шесть метров.
«Два с половиной года монахи жили в уединении, только периодически их навещал Степан Антонов, — продолжил Николай Суханов. — На соседнем озере, Лодьмозере, построили себе избушку соловецкие монахи Алипий и Гедеон. По речке Колозьме "сели" еще несколько монахов. Кроме того, на Лодьмозеро, Тельдозеро и озеро Боброво под конвоем были приведены соловецкие монахи, которые сами не хотели уезжать с острова. Так сама Советская власть поспособствовала тому, чтобы образовались"потаенные Соловки".
Но враг рода человеческого как известно не дремлет. Он внушил двум молодым людям из деревни Часовенская, что у монахов должно быть богатство и их легко можно ограбить. Комсомолец Владимир Иванов и местный "деревенский дурачок" Степан Ярыгин украли у охотника-промысловика винтовку и подошли к избушке утром. Стрелял Иванов, через окно, почти в упор, и смертельно ранил архимандрита Вениамина. Внутрь избушки убийцы войти не смогли, "их обуял какой-то страх" (так они показали на суде), но в сенях нашли керосин и подожгли избу».
Монахов похоронил Степан Антонов. «Хорошо понимая, чем грозит ему настойчивость, добился от архангельской милиции, чтобы провели следствие. Убийц арестовали и судили, они из лагерей не вышли, оба умерли "нехорошей" смертью», — сказал Николай Суханов.
В девяностые годы ХХ века приход церкви Успения Пресвятой Богородицы в Лявле организовал три экспедиции на Волкозеро в поисках. Однако захоронение убиенных монахов найти не удалось: все ориентиры, кроме пожарища, были утрачены, пояснил историк-краевед. В 2004 году экспедиция Соловецкого монастыря установила в урочище поклонный крест из подручных материалов и укрепила на нем икону преподобномучеников Вениамина и Никифора Соловецкого. «За прошедшее время крест разрушился, икону мы нашли на земле и собираемся просить у Соловецкого монастыря разрешения хранить ее в епархиальном музее Новомучеников и исповедников. Новый памятный крест выполнен из железа, и, надеюсь, простоит очень долго», — пояснил Николай Суханов.
Источник: Пресс-служба Архангельской епархии