В России появился новый сервис, позволяющий бороться с мошенническими звонками, которым большинство россиян все еще доверяет. Разработал антифрод-систему, которая распознает подмену действующих номеров банковских учреждений, банк «Тинькофф». Она была интегрирована в платформу по идентификации номеров «Яндекс». Информация об этом появилась в СМИ со ссылкой на представителей банка и крупнейшего российского поисковика.
Крупные операторы мобильной связи и другие кредитно-финансовые учреждения также заняты разработкой собственных антифрод-систем, однако внедряют их в действие только одиночные игроки рынка. Центробанк РФ поддерживает данную инициативу, заявляя по этому поводу, что за первые 6 месяцев 2021 года было заблокировано около 18 тысяч номеров, применяемых преступниками в мошеннических схемах.
В банке «Тинькофф» подключили к системе определения «Яндекса» антифрод-систему собственной разработки, которая может распознавать подмену официальных номеров банков и МФО, которые сегодня зачастую навязывают и выдают займы практически всем без отказа, для примера можно посмотреть на сайте www.1mbank.ru. Представители «Тинькофф» рассказали СМИ, как она работает. Когда клиенту поступает на телефон входящий звонок, система выполняет проверку на принадлежность номера «Группе Тинькофф» посредством специальных алгоритмов. В банке также проверяют, действительно ли человеку звонит сотрудник финансового учреждения. Если присутствует подмена, то вызов относят к категории мошеннических, о чем оперативно сообщают клиенту.
Интеграция с поисковыми сервисами «Яндекса» позволяет определять факт подмены в случае использования любых операторов связи. В том случае, когда клиент все же принимает телефонный звонок, данные об этом направляются в банковское учреждение, где антифрод-система производит оценку рисков обмана и проведения финансовых операций. В банке считают, что внедрение данной системы и ее интеграция с сервисами «Яндекса» поможет превратить многочисленные факты мошенничества.
Банковские учреждения РФ стали запускать собственные антифрод-системы при сотрудничестве с операторами мобильной связи еще в 2020 году. В апреле текущего года «Сбер» запустил подобную систему при сотрудничестве с оператором МТС. Данный сервис сообщает клиенту, если номер, с которого ему звонят, подменен. Оператор Tele2 также запустил сервис, который имеет схожий принцип работы с системой «Тинькофф» и «Яндекс». К нему подключены разные российские банки. В «Мегафон» функционирует автоматический сервис на основе интеллектуальной системы, которая определяет подмену, после чего выполняет перенаправление в голосовой ящик, предназначенных для таких случаев.
Те антифрод-системы, которые есть сейчас на рынке, функционируют на базе интеграции функционала отдельных банков и операторов связи, поэтому не могут обеспечить полную защиту от мошенников. Решение, которое применяет «Тинькофф» при сотрудничестве с «Яндекс» может стать выходом для большинства российских кредитно-финансовых учреждений, и особенно для региональных представителей рынка. Подобная антифрод-система также может играть роль защиты дополнительного плана от мошенников для клиентов, пользующихся «большой» четверкой мобильных операторов, так как внедряемые сервисы безопасности пока не дают максимальную защиту. Кроме того, антифрод-система является бесплатной для пользователей, что делает ее привлекательной.
Центробанк РФ выступает с поддержкой подобных сервисов в том случае, если они полностью бесплатные для клиентов. В регуляторе заявили, что за прошлый год их системой безопасности было выявлено и заблокировано более 26 тысяч номеров телефонов, с которых мошенники обзванивали потенциальных жертв. Рост по отношению к 2019 году составил 86%. А в первом полугодии 2021 года Центробанком было обнаружено и заблокировано порядка 18 тысяч номеров телефонов.
Эксперты по безопасности некоторых банков считают, что антифрод-системы являются не сильно эффективными в последнее время, так как злоумышленники часто используют двойную подмену номеров. В этом случае определить обман не могут даже специалисты мобильных операторов. По словам В. Касимов из МКБ, для противодействия методам «социальной инженерии» необходимо повышать уровень знаний клиентов банков. Один из экспертов заявил, что браузерные расширения и приложения, определяющие номера, с которых идут звонки, тоже являются эффективными для защиты от мошеннических атак. Но они используют отзывы клиентов для идентификации номера. Если мошенники используют новый номер, который еще не был засвечен, есть большой риск, что программное обеспечение его пропустит.