Кажется, Эллинг Карлсен начинал понимать, что его имя становится частью истории. Открыв дверь домика, он останавливается с чувством, которое сейчас носит название «культурный шок». Точное описание дневников де Вийра, известное всем европейским мореходам точно, а также европейцам, кто хоть немного знает о Виллеме Баренце, будто иллюстрирует прочитанное когда-то. На стене - часы, сохранились лежанки, очаг, вокруг старая кожаная обувь, плотницкий инструмент, осколки бартманских кувшинов, оловянные тарелки, книги, дневники... Многое непонятно - что это за бумажные слипшиеся пачки какой-то бумаги, почерневшие от времени, кажется, гравюры, и почему лежит на столе деревянная барабанная палочка рядом с книгой Псалмов. И вдруг - флейта. О флейте де Вийр ничего не упомянул в дневниках, но несомненно одно - Карлсен обнаружил знаменитую стоянку голландской экспедиции, которая искала северный морской путь в Индию и Китай. Виллем Баренц в той, уже третьей экспедиции был штурманом, и несомненно главным вдохновителем этого проекта XVI века.
Покидая Спасительный домик в 1598 году из Ледяной гавани, понимая, что ждать, когда каравелла освободится ото льдов, не стоит, на лодках, оставив уже не нужное имущество за плотно закрытой дверью, а также отчёт за трубой, с подписями всех членов экипажа, оставшиеся в живых, моряки отправились с мечтой выжить и дойти до родной Голландии. Девять месяцев длился их ледяной плен в Арктике после того, как каравелла была затёрта льдами, но они старались не падать духом, так как понимали одну истину - они в этом мире не одни, они знали, что Бог послал им испытание, и песнопения в Его честь всегда были частью жизни морехода, а в этих условиях общение с Ним стало жизненно важно - это была вера в Жизнь. И они пели, молились, верили.
...Карлсен взял в руки флейту, она оказалась не повреждённой, как и многие другие вещи в «Спасительном домике». Видимо плотно закрытая дверь, и забитая от воздуха труба-бочка в условиях арктического климата сохранили вещи экспедиции Баренца в прекрасном состоянии, что, пожалуй, не скажешь о найденных дневниках и гравюрах с каравеллы...
Имя Эллинга Карлсена действительно вошло в мировую арктическую историю. Он известен не только открытием «Спасительного дома» экспедиции Баренца, но и как участник экспедиции Пайера-Вайпрехта 1873-74 гг., открывших арктический архипелаг, названный в честь австрийского императора Франца Иосифа I.
Флейта, барабанная палочка, а также другие крупные вещи, вывезенные с Новой Земли Эллингом Карлсеном, были проданы в Голландию, это была нормальная практика, а оставшаяся часть передана в только что созданный музей города Тромсё.
После сенсационного посещения Ледовой гавани Карлсеном, экспедиции в Ледяную гавань пошли чередой. Свои коллекции новоземельскими вещами экспедиции Баренца пополнил и Архангельский краеведческий музей.
...Уже в XXI веке профессор по классу флейты консерватории Тромсё Пол Волберг сделал точную копию найденного инструмента уже из коллекции Рийскмузеума в Амстердаме. К его великому изумлению оказалось, что флейта берёт три октавы. Так появился необыкновенный музыкальный квинтет LUX BOREA, на русский язык переводится как «Полярное сияние»: 5 музыкантов из 5 разных стран Европы: Бельгии, Франции, Норвегии, Финляндии, Германии. Инструменты - лютня, басовая виола, разумеется, флейта и ... ударные. Потому что барабанная палочка из Ледяной гавани предполагала наличие барабана. И обязательно голос - самый совершенный музыкальный инструмент. Музыканты исполняют музыку, которую могли бы распевать мореходы в «Спасительном домике» и которую они могли бы слышать на своей родине - в Голландии. Часть этой музыки - ненотированная. Музыканты также обращаются и чуть к поздним произведения - XVII и XVIII веков, но неизменным ключевым инструментом этого ансамбля остаётся флейта.
В конце ноября музыканты решили встретиться в Архангельске и представить свой проект, в Гостиных дворах, где находится коллекция Виллема Баренца, 24 ноября в 16.00 и в кирхе, прекрасном зале Поморской филармонии, 26 ноября в 18.30.