Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Собор в стиле рок. Как Екатеринбург Шиесом стал

Думаете, это в столице Поморья вселенский скандал вокруг мусора? Скоро нас переплюнет столица Урала, чей губернатор Куйвашёв (говорят, невеликого ума и культуры мужчина, зато с нужного завода) ещё находится в середине рейтингов. Там вообще в центре разгоревшихся общественных страстей находится… храм.

Как так, это по определению есть место примирения и обуздания страстей?! А вот так, смотря, кто за дело берётся и с какими помыслами.

Всё началось с того, что в областном центре решили воздвигнуть храм святой Екатерины (а где ещё, как не в Екатеринбурге). Место, понятное дело, выбрали не на окраине миллионника, где земля, как вы догадываетесь, в цене. Но всё дело в том, что часть населения города видела именно там сквер для прогулок, который там и был. Я специально узнавал, в бывшем Свердловске с местами рекреации не на много лучше, чем в Архангельске. Спасение здоровья или души… вот такая дилемма.   

Кто не в курсе, в ставшей за последние месяцы знаменитой на всю Россию и, как минимум, Северную Европу маленькой ж/д станции Шиес (там даже платформы нет) противостояние происходит между гражданскими активистами и мужчинами в форме. Неважно, бойцы это «Росгвардии» или сотрудники ЧОПа, нанятые РЖД, по любому у них определённый статус и полномочия, это мужчины в форме. В Екатеринбурге же настоящий прообраз гражданской войны, обе стороны противостояния имеет одинаковый юридический статус – просто граждане.

Началось всё с призывов, разлетевшихся по соцсетям, выйти и защитить скверик перед Театром драмы. Вполне себе экологическая акция… народ и вышел с детьми. Выйти не на митинг, так, на прогулку, чтобы никто не прикопался. Что люди и сделали, захватив велосипеды и самокаты, даже стали, как пишут в интернете, «хороводы водить» (ну, не знаю… меня и нетрезвым не заставишь).

А дальше началось: …с наступлением темноты к скверу на Октябрьской площади подъехали бойцы "Академии единоборств РМК" с президентом Иваном Штырковым во главе. Глава РМК Игорь Алтушкин является инициатором и спонсором строительства храма святой Екатерины. Бойцы начали выталкивать горожан из периметра, который был огражден забором. Журналистам, освещавшим протест, сломали камеру, а некоторые горожане жаловались на удары. С криком "За храм!" бойцы восстановили забор и рассредоточились по его периметру, ведя точечные склоки с оставшимися по другую сторону горожанами. Из-за забора им кричали "За сквер!" и "Позор!".

Полиция и даже прибывший на место массовых беспорядков (а как ещё назвать?!) ОМОН до поры до времени никаких действий не применяли. Потому что, выступи они на стороне хоть кого-то, дальше волна народного гнева могла двинуться по непредсказуемой траектории. Только представьте, с одной стороны вышли родители с детьми, это их место прогулок отбирают. С другой набежали бы богомольные старички-старушки, ведь мешают строить отраду их души. И тех понять можно, и этих (хотя лично я последних с большой натяжкой). Но вот вмешательство в конфликт какой-то там «Академии единоборств» уже пахнет правовым беспределом. Если, конечно, хлопцы-каратисты не имею нужных удостоверений и официально не наняты охранять тот самый забор. Тут уж извините-подвиньтесь.

А вдруг у родителей с детьми своя «крыша» окажется? И очень даже просто – в 90-х мне «забивал стрелку» отец первоклассницы, которую на переменке толкнул мой приёмный сын (ребята из его класса подтвердили, что за дело – приставучая и скандальная особа, проявлявшая нездоровый интерес к мальчишеским гениталиям). Причём на полном серьёзе, как подсказывало его мироощущения владельца коммерческого ларька у ст. м. «Красногвардейская».

Думаете, такие экземпляры вымерли с приходом Путина? Сильно сомневаюсь…

По всем понятиям, на этом месте обречён теперь шуметь листвой сквер. Ибо строительство храма по определению не должно начинаться с людского противостояния, туда с другими чувствами приходят.

Я даже сочувствую уральской власти, явно не ожидавшей такого развития событий.

Губернатор среагировал достаточно быстро по архангельским меркам (а куда бедняге деваться, мордобой идёт чуть ли не перед его окнами): ...я жду в своем кабинете по пять представителей с каждой стороны. Прошу и протестующих, и сторонников строительства храма выбрать парламентеров. Подходите к резиденции губернатора, вас встретят и проводят. Мы поговорим и все обсудим. Выслушаем друг друга.

Они выслушали друг друга… и всё по новой. В соцсетях аплодируют – растёт молодая шпана, которая сотрёт эту власть к известной маме. Однако там же ходит ролик, где противники строительства культового учреждения (назвать собором язык пока не поворачивается) весело скандируют – «Кто не скачет, тот за храм». Странная ассоциация, хотелось бы что-то типа «Мы ждём перемен». Да и слушает екатеринбургский протестник Шнура, а не Цоя с Гребенщиковым. Почувствуйте разницу интеллектов двух поколений.

Если уж заговорили про музыку. Владимир Шахрин, совсем не последний человек в городе («Чайф»), высказался за строительство храма. Аргументы такие – вопрос о строительстве поднимался два раза, в 2010-м году, когда пытались восстановить собор в историческом месте на Площади труда, тогда общественность встала на защиту действующего фонтана. Второй раз - в 2016-м году, когда собор предложили построить на насыпном острове городского пруда, чтобы вообще никому не мешать. Сторонником «храма-на-воде» был даже «мэр от оппозиции Ройзман, но орущая общественность встала на защиту пруда. Теперь вот сквер. Уместен вопрос – «что бы вам предложить, чтобы не орали?». Желающие могут провести аналогию с архангельской ситуацией, когда остро стоит вопрос, где хранить свой (не московский) мусор.

К слову, Вячеслав Бутусов («Наутилус-Помпилиус»), по первому образованию архитектор и свердловчанин в прошлом, тоже одобрительно отозвался о проекте. И не надо мне доказывать, что их купили застройщики и спонсоры проекта, не тот случай, слишком велики репутационные потери (как и суммы предполагаемых гонораров, если таковые были бы). Значит, всё там непросто.

Но в любом случае, люди имеют право на собственное мнение, даже если оно по каким-то вопросам расходится с точкой зрения их политических единомышленников. А уж рок-музыканты, тем паче, они всегда отдельно и не в колонне. Если и прошли один раз, значит, были веские причины… талант не терпит единомыслия.

Читаю материалы уральских журналистов… даже те, кто против обилия церквей в родном городе («лучше бы школы с детсадами строили, их дефицит в миллионике»), называют протестующих «крикливым меньшинством». Однажды такое же крикливое меньшинство наорало независимость Косово, это признавали многие политологи. Наорало, правда, в Америке, но технология похожая. Была бы цель и заводилы.

Возможно, мы имеем дело с новой формой общественного протеста (меня любой шухер веселит, как повод поёрничать и покритиковать). Где-то возникает громкий социальный конфликт, в котором замешана местная власть (а в каком не замешена?), и к ней оперативно примыкают некие внешние силы. Иначе почему место мамочек с колясками быстренько заняли боевитые подростки из левых сил? Во всемогущество соцсетей я до сих пор не верю, должен быть реально существующий координационный центр. Ну, а многие незаинтересованные наблюдающие (невоинствующие бездетные атеисты) вообще считают, что проблема вообще раздута, не так и много места займёт храм, наоборот, логически закончит существующую там рекреационную зону.

Кстати, где-где, а в Екатеринбурге этого можно было ожидать… там то царскую семью расстреливают, то Ройзмана мэром выбирают. Только что отписали – на поддержку протестантов движутся мужики из Тагила. Нижнего… чувствуете, как холодок побежал по позвоночнику? Эти ужО покажут. Вот где действительно возникает серьёзное противостояния… но с кем? Вряд ли бойцов-рукопашников можно назвать общественной силой, хотя конфликт именно гражданских интересов налицо – кто-то хочет гулять, а кто-то молиться. И крайней окажется именно власть, вот увидите. Не по конкретному примеру, по совокупности грехов. Причём спорить могу, никакой референдум ситуацию не выровняет, на него просто не пойдут.

В чём же причина? По всем признакам, народ устал. Устал от однообразия, от одних и тех же лиц, от полузастоя (брежневский стал могильщиком и системы, и империи), от неопределённости – социализм у нас всё-таки или капитализм? Та власть в принципе не верила в народный бунт и элементарно его проспала-прозевала. У этой свой опыт – в 93-м всё началось с московских пенсионеров, а закончилось вооружёнными боевиками Макашова-Баркашёва. Но для такого шага нужна серьёзная политическая воля… или отчаяние.

 Известной прогрессивный поп (сам себя так величает) Кураев назвал происходящее «явлением православного мурла». По-моему, погорячился. Я почти убеждён, что церковь в этой истории используют втёмную. И то, не всё же светским в лохах ходить.

Но больше всего лично меня порадовала реакция президента, который только в Сочи (якобы) впервые услышал о екатеринбургском противостоянии – «они что там все, безбожники?». По интонации и скрытому смыслу, почти тоже самое, что и «она утонула». Не стареет Владимир Владимирович, всё также стёбен и задорен.

Вам радостно?

Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (350)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20