Думаете, это в столице Поморья вселенский скандал вокруг мусора? Скоро нас переплюнет столица Урала, чей губернатор Куйвашёв (говорят, невеликого ума и культуры мужчина, зато с нужного завода) ещё находится в середине рейтингов. Там вообще в центре разгоревшихся общественных страстей находится… храм.
Как так, это по определению есть место примирения и обуздания страстей?! А вот так, смотря, кто за дело берётся и с какими помыслами.
Всё началось с того, что в областном центре решили воздвигнуть храм святой Екатерины (а где ещё, как не в Екатеринбурге). Место, понятное дело, выбрали не на окраине миллионника, где земля, как вы догадываетесь, в цене. Но всё дело в том, что часть населения города видела именно там сквер для прогулок, который там и был. Я специально узнавал, в бывшем Свердловске с местами рекреации не на много лучше, чем в Архангельске. Спасение здоровья или души… вот такая дилемма.
Кто не в курсе, в ставшей за последние месяцы знаменитой на всю Россию и, как минимум, Северную Европу маленькой ж/д станции Шиес (там даже платформы нет) противостояние происходит между гражданскими активистами и мужчинами в форме. Неважно, бойцы это «Росгвардии» или сотрудники ЧОПа, нанятые РЖД, по любому у них определённый статус и полномочия, это мужчины в форме. В Екатеринбурге же настоящий прообраз гражданской войны, обе стороны противостояния имеет одинаковый юридический статус – просто граждане.
Началось всё с призывов, разлетевшихся по соцсетям, выйти и защитить скверик перед Театром драмы. Вполне себе экологическая акция… народ и вышел с детьми. Выйти не на митинг, так, на прогулку, чтобы никто не прикопался. Что люди и сделали, захватив велосипеды и самокаты, даже стали, как пишут в интернете, «хороводы водить» (ну, не знаю… меня и нетрезвым не заставишь).
А дальше началось: …с наступлением темноты к скверу на Октябрьской площади подъехали бойцы "Академии единоборств РМК" с президентом Иваном Штырковым во главе. Глава РМК Игорь Алтушкин является инициатором и спонсором строительства храма святой Екатерины. Бойцы начали выталкивать горожан из периметра, который был огражден забором. Журналистам, освещавшим протест, сломали камеру, а некоторые горожане жаловались на удары. С криком "За храм!" бойцы восстановили забор и рассредоточились по его периметру, ведя точечные склоки с оставшимися по другую сторону горожанами. Из-за забора им кричали "За сквер!" и "Позор!".
Полиция и даже прибывший на место массовых беспорядков (а как ещё назвать?!) ОМОН до поры до времени никаких действий не применяли. Потому что, выступи они на стороне хоть кого-то, дальше волна народного гнева могла двинуться по непредсказуемой траектории. Только представьте, с одной стороны вышли родители с детьми, это их место прогулок отбирают. С другой набежали бы богомольные старички-старушки, ведь мешают строить отраду их души. И тех понять можно, и этих (хотя лично я последних с большой натяжкой). Но вот вмешательство в конфликт какой-то там «Академии единоборств» уже пахнет правовым беспределом. Если, конечно, хлопцы-каратисты не имею нужных удостоверений и официально не наняты охранять тот самый забор. Тут уж извините-подвиньтесь.
А вдруг у родителей с детьми своя «крыша» окажется? И очень даже просто – в 90-х мне «забивал стрелку» отец первоклассницы, которую на переменке толкнул мой приёмный сын (ребята из его класса подтвердили, что за дело – приставучая и скандальная особа, проявлявшая нездоровый интерес к мальчишеским гениталиям). Причём на полном серьёзе, как подсказывало его мироощущения владельца коммерческого ларька у ст. м. «Красногвардейская».
Думаете, такие экземпляры вымерли с приходом Путина? Сильно сомневаюсь…
По всем понятиям, на этом месте обречён теперь шуметь листвой сквер. Ибо строительство храма по определению не должно начинаться с людского противостояния, туда с другими чувствами приходят.
Я даже сочувствую уральской власти, явно не ожидавшей такого развития событий.
Губернатор среагировал достаточно быстро по архангельским меркам (а куда бедняге деваться, мордобой идёт чуть ли не перед его окнами): ...я жду в своем кабинете по пять представителей с каждой стороны. Прошу и протестующих, и сторонников строительства храма выбрать парламентеров. Подходите к резиденции губернатора, вас встретят и проводят. Мы поговорим и все обсудим. Выслушаем друг друга.
Они выслушали друг друга… и всё по новой. В соцсетях аплодируют – растёт молодая шпана, которая сотрёт эту власть к известной маме. Однако там же ходит ролик, где противники строительства культового учреждения (назвать собором язык пока не поворачивается) весело скандируют – «Кто не скачет, тот за храм». Странная ассоциация, хотелось бы что-то типа «Мы ждём перемен». Да и слушает екатеринбургский протестник Шнура, а не Цоя с Гребенщиковым. Почувствуйте разницу интеллектов двух поколений.
Если уж заговорили про музыку. Владимир Шахрин, совсем не последний человек в городе («Чайф»), высказался за строительство храма. Аргументы такие – вопрос о строительстве поднимался два раза, в 2010-м году, когда пытались восстановить собор в историческом месте на Площади труда, тогда общественность встала на защиту действующего фонтана. Второй раз - в 2016-м году, когда собор предложили построить на насыпном острове городского пруда, чтобы вообще никому не мешать. Сторонником «храма-на-воде» был даже «мэр от оппозиции Ройзман, но орущая общественность встала на защиту пруда. Теперь вот сквер. Уместен вопрос – «что бы вам предложить, чтобы не орали?». Желающие могут провести аналогию с архангельской ситуацией, когда остро стоит вопрос, где хранить свой (не московский) мусор.
К слову, Вячеслав Бутусов («Наутилус-Помпилиус»), по первому образованию архитектор и свердловчанин в прошлом, тоже одобрительно отозвался о проекте. И не надо мне доказывать, что их купили застройщики и спонсоры проекта, не тот случай, слишком велики репутационные потери (как и суммы предполагаемых гонораров, если таковые были бы). Значит, всё там непросто.
Но в любом случае, люди имеют право на собственное мнение, даже если оно по каким-то вопросам расходится с точкой зрения их политических единомышленников. А уж рок-музыканты, тем паче, они всегда отдельно и не в колонне. Если и прошли один раз, значит, были веские причины… талант не терпит единомыслия.
Читаю материалы уральских журналистов… даже те, кто против обилия церквей в родном городе («лучше бы школы с детсадами строили, их дефицит в миллионике»), называют протестующих «крикливым меньшинством». Однажды такое же крикливое меньшинство наорало независимость Косово, это признавали многие политологи. Наорало, правда, в Америке, но технология похожая. Была бы цель и заводилы.
Возможно, мы имеем дело с новой формой общественного протеста (меня любой шухер веселит, как повод поёрничать и покритиковать). Где-то возникает громкий социальный конфликт, в котором замешана местная власть (а в каком не замешена?), и к ней оперативно примыкают некие внешние силы. Иначе почему место мамочек с колясками быстренько заняли боевитые подростки из левых сил? Во всемогущество соцсетей я до сих пор не верю, должен быть реально существующий координационный центр. Ну, а многие незаинтересованные наблюдающие (невоинствующие бездетные атеисты) вообще считают, что проблема вообще раздута, не так и много места займёт храм, наоборот, логически закончит существующую там рекреационную зону.
Кстати, где-где, а в Екатеринбурге этого можно было ожидать… там то царскую семью расстреливают, то Ройзмана мэром выбирают. Только что отписали – на поддержку протестантов движутся мужики из Тагила. Нижнего… чувствуете, как холодок побежал по позвоночнику? Эти ужО покажут. Вот где действительно возникает серьёзное противостояния… но с кем? Вряд ли бойцов-рукопашников можно назвать общественной силой, хотя конфликт именно гражданских интересов налицо – кто-то хочет гулять, а кто-то молиться. И крайней окажется именно власть, вот увидите. Не по конкретному примеру, по совокупности грехов. Причём спорить могу, никакой референдум ситуацию не выровняет, на него просто не пойдут.
В чём же причина? По всем признакам, народ устал. Устал от однообразия, от одних и тех же лиц, от полузастоя (брежневский стал могильщиком и системы, и империи), от неопределённости – социализм у нас всё-таки или капитализм? Та власть в принципе не верила в народный бунт и элементарно его проспала-прозевала. У этой свой опыт – в 93-м всё началось с московских пенсионеров, а закончилось вооружёнными боевиками Макашова-Баркашёва. Но для такого шага нужна серьёзная политическая воля… или отчаяние.
Известной прогрессивный поп (сам себя так величает) Кураев назвал происходящее «явлением православного мурла». По-моему, погорячился. Я почти убеждён, что церковь в этой истории используют втёмную. И то, не всё же светским в лохах ходить.
Но больше всего лично меня порадовала реакция президента, который только в Сочи (якобы) впервые услышал о екатеринбургском противостоянии – «они что там все, безбожники?». По интонации и скрытому смыслу, почти тоже самое, что и «она утонула». Не стареет Владимир Владимирович, всё также стёбен и задорен.
Вам радостно?
Леонид Черток