Тяжёлая тема. Тяжёлая изначально. В моей, кажется, привыкшей к любому абсурду этого несовершенного мира голове не укладывается сама возможность войны на Украине. Как будто вернулся худший из возможных сценариев начала 90-х.
Сразу объяснюсь. Для меня ситуация в Нагорном Карабахе, война за Приднестровье, боевые действия в Абхазии и Южной Осетии были хоть и болезненны в восприятии, но неудивительны. Ибо эти республики всегда воспринимались мной учебной заграницей: валюта, вроде, наша, законы (писаные) тоже, государственный язык общий… а менталитет другой. Всегда напряг чувствовал, выходя один в город. В Европе и в Америке такого не было - там я среди своих (не буду уточнять, каких).
Но Украина, соседка, где в 1984-м, находясь четыре месяца на съёмках «Батальоны просят огня», мы надеялись услышать их мову, но так и не довелось (вывески «Iдальня» и «Перукарня» не в счёт). Где Харьков мне показался даже более русским городом, чем соседний Белгород (более правильно ударения ставили в словах), где деление на союзные республики казалось абсолютной нелепицей и блажью советских властей. Когда СССР начал рушиться, как карточный домик, именно разговор об отношениях с друзьями-киевлянами успокоил нас – это игры политиков - остальное и главное зависит от нас самих.
При этом я всё знал про западенцев, в армии насмотрелся. Но резонно считал, что в условиях национального самоопределения им самим придётся поумерить самостийный пыл, попридержать языки насчёт «подвигов» дiдов в «Галичине»… иначе так и останутся прозябать на обочине цивилизованного мира. Увы, пошло не так… каждый народ выбирает свой путь. Или народу пофиг… что очень по-восточнославянски.
За шумом вокруг возвращения Крыма под юрисдикцию России я вовремя не заметил, как суржикоязычный народ Восточной Украины заболел сепаратизмом. Пардон, не народ, а те, кто хотел власти, хотел изменения жизненный кармы и карьерного скачка туда… куда кривая выведет. А если бы и заметил, что толку? Все эти Моторолы, Гиви, Прилепины… они как тараканы, из всех щелей на кровавую халяву. Не спорю, есть там и такие, кто действительно поехал воевать за идею… но их теперь уже лечить пора в закрытых учреждениях. Или они нас лечить начнут…
Я не готов признать, что наши регулярные части участвуют в конфликте на Донбассе. Я даже не готов утверждать, что официальные российские лица изначально стояли за попыткой двух районов Украины отделиться от своей метрополии. В моём представлении, в какой-то момент там власть попала в руки авантюристам (оружие, соответственно, тоже), и они рискнули на самую большую в своих маленьких жизнях авантюру. Ну, а официальная Россия просто подставилась – после того, как там полилась кровь, Москва просто не смогла не поддержать своих соотечественников… хотя бы морально.
Да, я продолжаю считать, что любой взрослый человек имеет право на романтический интернационализм – «я хату покинул, пошёл воевать…», и уже дело родных органов проверять каждого из вернувшихся на состав военных преступлений. Ну и психиатрам работка, куда денешься.
Но больше всего меня волнует вопрос – что дальше, какой путь. Неужели вечная война? В моём представлении, среди мирного населения там остались только те, кому некуда и не к кому податься… ни на Запад, ни на Восток. И не удивляйтесь, что таких оказались сотни тысяч (представляю себя в подобном положении, и тоже теряюсь). Ещё много людей, которые психологически не могут уехать наобум Лазаря… так и будут сидеть у разбомблённого, зато своего. Пока за ними не придут… или с конвоем, или спасатели, и не скажут, что делать. По тому, как идут события, ситуация с самоопределением зашла в окончательный тупик – проект «Новороссия» похоронен на стадии болтологии. И тут…
Утром во вторник, 18 июля, стало известно о состоявшемся в Донецке совете представителей ряда украинских регионов, в ходе которого была поддержана идея руководства самопровозглашенной Донецкой народной республики о создании Малороссии. По задумке главы ДНР Александра Захарченко, новое государство должно появиться на месте Украины. Столицей Малороссии станет Донецк, Киев же останется историко-культурным центром без статуса столичного города. Согласно проекту конституции, Малороссия будет федеративным государством. Вошедшие в нее регионы получат широкую автономию. При этом вопросы федерального бюджета, армии и спецслужб должны остаться в ведении центральных органов власти.
То есть, от проекта «Новороссия» новый отличает только название – поменяли ново- на мало-. Мало им большой России, они какую-то марионеточную придумали. От проекта сразу открестился Луганск – мы, мол, ни ухом, ни рылом, на нас не распространяется. Что лишний раз подтверждает вождизм в руководстве обеих самопровозглашённых республик. И это нисколько не удивительно. Вы до 2014 года видели лица, представляющие сегодня ДНР и ЛНР? Та самая пена, Гуляй-поле, что всегда выносится на поверхность стихийных народных беспорядков. А посмотрите на те же лица с позиции физиономиста. Одних к Ломброзо… других к антропологу.
Киев хмыкнул – совсем там, что ли, перепились. Собственно, и волноваться нечего, ведь Россия сразу заявила о свое непричастности к таким политическим играм. Что действительно видно невооружённым глазом. Ведь первым в списке государственных преступников, которых собирается казнить малороссийский трибунал, значится экс-президент Украины по фамилии Янукович. Уж его-то Москва привечает, оберегает и не собирается никому выдавать (впрочем, готов допустить, что это специально договорено, дабы всё ещё больше запутать).
И тут засветилось знакомое имя Влада Суркова – известного кремлёвского политикодела. Мол, точно не его идея… слишком топорно. Владик зарделся от удовольствия и назвал Малороссию классным хайпом - высокодоходной инвестиционной программой, которая формирует капитал из денежных вкладов обычных интернет-пользователей… короче, финансовой пирамидой. Причём здесь МММ? Чтобы всех окончательно запутать.
Всё происходящее напоминает политический дурдом… но разве не он происходит сегодня в этой части (и не только) Украины. Так-то никто не знает, что со всем этим делать дальше – и Донбасс с Луганском не нужны России (слишком велики политические риски, слишком призрачна финансовая выгода), и в Украину никогда они не вернутся (слишком велики личные счёты, слишком ничтожна мотивация вернуться на исходные позиция – иначе зачем все эти жертвы), и продолжаться это бесконечно не может («война до победного конца» лозунг из другого века). Просто у Захарченко первого не выдержали нервы. Уж ему-то ответа точно не избежать… Интерпол все необитаемые острова прошерстит в поисках. А Москва вряд ли на даче пригреет, у чувака реально людская кровь на руках… впрочем, как и у многих с противной стороны.
Так что перед нами обыкновенный акт отчаяния окончательно запутавшегося, всё проигравшего, и не очень, как мне кажется, душевно здорового человека. Он когда-то заложился под Москву (мечтал о повторении Крымской ситуации) и пролетел. Можно его и пожалеть…
…но у меня не получится. Потому что в несуществующей Малороссии каждый день гибнут люди.
Вы слышите, сволочи, люди гибнут! Из-за вас, между прочим (это я и к украинской стороне обращаюсь).
Леонид Черток