Это давняя история. В 1983 году приспичило мне срочно (по работе)
вернуться в Москву из Винницы, где отдыхал у армейских друзей (охота-рыбалка-г
Надо сказать, что в деньгах на тот момент я не был ограничен (поездка моя была не только дружеская, но и деловая), карман грела тысяча рублей, вполне солидная сумма на тот период. Вот и довелось почувствовать себя в положении Остапа Бендера с миллионом в стране, где даже деньги не решали бытовых проблем. Отвратительное чувство беспомощности пополам со злостью, до сих пор вспоминать неприятно.
Однако ехать нужно было, иначе подводил людей, своих коллег. За пять рублей я доехал на такси от вокзала до начала московской трассы (это было часов 12 ночи) и просто поднял руку. Через 5 минут уже сидел в кабине кишиневского виновоза (повезло!) и дегустировал продукцию молдавского винпрома под весёлые шофёрские байки, отвечая на них киношными. И денег с меня не взяли, наоборот, налили в трёхлитровую банку с собой «на добрую память». До Москвы сменил ещё пару машин. Та первая пятёрка так и осталась единственной платой за проезд. Зато сколько историй… и укрепившаяся вера в хороших людей несложных профессий.
Вот такие мои первые впечатления о дальнобойщиках. Ещё приходилось ездить
из Средней Азии в Мордовию и оттуда на Баку. Видел настоящее корпоративное
братство (и это незадолго до развала СССР). В конце 90-х довелось пару раз
прокатиться в кабине автовозов – эти водители приветствуют встретившихся по
пути коллег обязательными гудками. Целый мир, причём доброжелательный
Между Россией и Украиной началась настоящая война большегрузами. Нет, друг
друга пока не таранят, просто им проезда не дают. Русским фурам по Украине,
украинским по России. И это не столько удар по крупным транспортным компаниям,
сколько по карману и нервам простых людей - многие из сидящих за рулём этих
монстров дорог являются одновременно и мелкими частными предпринимателям
Первыми «войну фур» развязали украинские активисты националистическ
Однако уже через день после начала акции, которая, по словам
организаторов, должна была стать бессрочной, проезд фур из России возобновился
в Закарпатье. Кроме того, накануне Ассоциация международных автомобильных
перевозчиков сообщила о возобновлении пропуска российских большегрузов с
территории Украины в сторону Белоруссии. То есть, как раз то, о чём я говорил –
корпоративное братство и дорожная солидарность оказались сильнее
националистическ
Какое-то время российские фуры пропускали для проезда в Европу на
территорию Белоруссии, но потом всё осложнилось – тёмные силы оказались
сильнее. На момент написания материала в акции участвуют следующие области:
Волынская, Ровенская, Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковска
Ну, и наша ответка тоже не заставила себя долго ждать, Минтранс РФ стал блокировать передвижение фур с украинскими номерами по дорогам России. Но не силами активистов, а профессионалами из ГИБДД… уж и не знаю, кто страшнее. В этот раз действия чиновников находят у меня понимание, ибо я хорошо представляю, как чувствует себя наш водитель, блокированный на дороге с несколькими тоннами груза за спиной. Хорошо, если не скоропортящегося (вряд ли в нынешней ситуации от нас кто-то повезёт жрачку в Европу).
Ситуация совсем невеселая, так как мы начинаем срывать сроки поставок, а это вопиющее нарушение правил ВТО. Плюс с Польшей до сих пор не продлено соглашение о транзите. Их новое правительство, далеко не дружественное Москве, о чём я уже писал ранее, не преминет устроить нам мелкую пакость. Есть вариант транзита через Прибалтийские республики и дальше на пароме в Западную Европу, но там, как вы догадываетесь, нас тоже не ждут с распростёртыми объятиями. К тому же подобные круги обязательно повлияют на себестоимость поставляемого товара, что очень вредно для любого бизнеса.
В общем-то реакцию украинского правительства предсказать несложно – там только за полномасштабную войну с Россией. Хотя бы и торговую. Избирателям необходимо показывать свою крутость и непримиримость (если уж досыта накормить не может). Действительно, уже опубликована соответствующая резолюция, ставящая наши большегрузы (да и весь торгово-грузовой автотранспорт независимо от тоннажа) вне закона.
Однако парадокс в том, что блокада российских фур убыточна именно для Украины, а выгодна Белоруссии и странам Прибалтики, которые могут предоставить свои транспортные коридоры для российских грузов, не бесплатно, конечно. Вот уж действительно – не съедят, так понадкусывают.
Впрочем, некоторые авторитетные украинские аналитики громко высказались в том плане, что официальному Киеву неплохо было бы соотноситься с интересами всего гражданского общества (как минимум рассказывать о своих экономических планах), а не тупо идти на поводу у националистов.
Но и у наших геморрой. Прежде всего, непосредственно у водил. Даже у тех, кто вовремя сориентировался и рванул через прибалтийские порты (пока тамошние националисты не поддержали украинских): «Очередь на паром была огромная, но все благополучно проехали в Европу, разгрузились и теперь думаем, каким путем лучше возвращаться домой. Через Украину путь, конечно, короче, но это по карте, а в реальной жизни самый короткий путь далеко не всегда самый быстрый, – рассказывают водители, прошедшие этим путём. – Скорее всего, возвращаться будем тоже через Литву. В Клайпеде задействовали более крупное судно-паром, поэтому, надеемся, что очередь на переправе будет двигаться быстрее».
Что характерно, даже на украинских КПП наши фуры периодически пропускают (когда оголтелых активистов «Правого сектор» рядом нет). И объясняют это просто – иначе зарплату не получим за бездействие. Вот он принцип – «голод не тётка», который можно назвать здравым смыслом.
А в конце можно и подсчитать. По оценкам независимых экспертов, от прекращения торговли со Средней Азией (ведущейся в основном через транзит по российской территории) потери украинской экономики составят на круг более миллиарда долларов США. Плюс потери доходов от акцизов на топливо и обслуживания российских дальнобойщиков (как техобслуживание, так и сервис) - это десятки миллионов долларов в месяц пассива.
Конечно, и мы теряем, но чей запас прочности выше?