Ох, я так и знал, что главным комедийным реалити-шоу сезона 2016 года станут партийные праймериз на президентских выборах в США. Когда в них участвует такой человек как Дональд Трамп – жди отжига.
Вот и на минувшей неделе он прикололся в Нью-Гэмпшире, назвав своего противника «pussy». Да ещё в прямом телеэфире (наш Жириновский обиженно сморкается в уголке - он до такого ещё не додумался). Стоп, только не надо, услышав знакомое по звучанию слово, представлять наших прости-господи, что богомерзко танцевали в Храме Христа Спасителя и огребли за это срок. «Pussy» в американском сленге означает «киска» и имеет прямое отношение к женской анатомии. Представили, поняли, что имеется в виду? Если нет, то ни фига вы не американец и эмигрировать за океан бесполезно.
Я пытаюсь представить, как бы то же самое определение прозвучало на русском языке из уст российского политика. Ну, ничего не получается. Если не матом, то всё равно неприлично… разве что Киркоров рискнёт. А американцы, те ещё пуритане, только ржали в голос, а рейтинг Трампа ещё подрос. Или хитрец разыгрывает имидж парня, который говорит то, что думает… точнее, сначала говорит, потом думает? Таким был Джордж Буш-младший - при нём весь мир ржал, а Америка плакала. Однако представляю, когда на дебаты выйдут Дональд и Хиллари, зрительский интерес побьёт все рекорды. Если, конечно, такое случится.
Разобраться в избирательной системе США - то же самое, что разобраться в их бейсболе. Лично я даже не пытался и вас грузить не буду. Нью-Гэмпшир – штатец небольшой, но результаты голосования в нём оказывают большое влияние на всю кампанию, в частности, определяя предпочтения спонсоров. Так вот, здесь уверенно победили Дональд Трамп от республиканцев и Берни Сандерс от демократов. Последний рекордными рывками набирает популярность. За него явно будут голосовать те, кто физически не может представить себе бабу (прости, Хи) на посту президента могучей и прекрасной страны.
Оба покорителя Нью-Гэмпшира в одной возрастной группе (кому за 70). И оба
популисты - только один социалистический
А теперь представьте, что параллельно с победой Трампа в Америке к власти во Франции возвращается Саркози, Берлускони в Италии, Шрёдер в Германии… и все они собираются на шашлыки в Горках у Путина. Всё, Россия моментально возвращается в западную цивилизацию, о санкциях забыли, как о страшном сне! Эх, мечты, мечты…
Пока же аналитики обсуждают «феномен Сандерса», чьи завиральные идеи,
несмотря на солидный возраст их адепта (74 года), находят большой отклик у
молодёжи. Один из главных лозунгов его кампании - преодоление имущественного
неравенства. Не случайно Берни, до этого известный избирателям как вечно
недовольный всем и всеми сенатор (Явлинского не
напоминает?), отказался от поддержки крупных спонсоров. Его команда принимает
индивидуальные взносы чуть ли не по 5-10 долларов, на него бесплатно работают
студенты, закусочные посылают в его предвыборный штаб халявные гамбургеры,
крылышки и колу. Эта поддержка достаточно широка, чтобы продолжать борьбу.
Сандерс за последние несколько месяцев 2015 года сумел собрать солидную сумму в
33 миллиона долларов, то есть всего на пять миллионов меньше, чем Клинтон, за
которой, как известно, стоит весь финансовый истеблишмент демократической ориентации.
Его экономическую платформу эксперты оценивают как уникальную разновидность
псевдосоциализма
Социализм Сандерса действительно экзотический. Для многих он «засланный
казачок» Кремля с 35-летним стажем. Клинтон критикует его за то, что он провёл
свой медовой месяц в СССР, причём в самый пик противостояния Москвы и
Вашингтона по «афганскому вопросу». Действительно, Берни ездил к нам в гости,
когда был мэром Берлингтона - города побратима Ярославля. Это совпало с его
женитьбой. «Поверьте мне, это был очень странный медовый месяц, - оправдывается
он, намекая на роковое стечение обстоятельств, - я не хочу полжизни объяснять,
что не верю в Советский Союз и в концентрационные лагеря». Как бы там ни было в
действительности
Собственно, Сандерс в данной кампании выступает в роли везунчика, которого судьба наградила за решительность. Год назад аура непобедимости Клинтон остановила многих потенциальных кандидатов, не решившихся вступить с ней в гонку. Несколько губернаторов, сенаторов, действующий госсекретарь, бывший и нынешний вице-президент - все они посмотрели на бывшую первую леди, игриво помахивающую шлейфом былой славы «обманутой жены» и решили, что им её не одолеть. Прежде всего, её казну, постоянно пополняющуюся богатыми пожертвованиями от финансовых воротил. Плюс муж за спиной - не самого последнего человека в американской истории. Хоть и «ходок», но со стопроцентной узнаваемостью.
Короче, Хиллари представляла собой соперника, конкуренцию которому в 2008 году смог составить только первый афроамериканский президент (сработал мужской шовинизм). Теперь лагерь сторонников Клинтон значительно сократился. При этом надо учитывать, что даже американские демократы после 8-летнего разгула Обамы задумались – а не пора ли хотя бы на время поменять модель на что-то более прагматичное?
Впрочем, всё только начинается, и это пока лишь просмотр претендентов. Тем более что в спор может вмешаться третий претендент, независимый. Не кто-нибудь, а сам Майкл Блумберг, миллиардер, владелец могучего агентства Bloomberg LP, безусловного лидера на мировом рынке финансовой информации и аналитики. А ещё он трижды избирался мэром Нью-Йорка, причём, если на первую кампанию он потратил 74 млн. долларов, то на вторую всего миллион, да ещё и выиграл с рекордным отрывом от ближайшего соперника в 20 %. В его активе (как градоначальника) сокращение уличной преступности (в Большом яблоке это вечная проблема), новые рабочие места, подъём городской экономики и школьная реформа. В пассиве (и то как посмотреть) – запрет на курение в ресторанах и барах и повышение налогов. Имел все шансы стать политическим долгожителем типа Лужкова… но не в том обществе. Ему и так поблажку дали в виде третьего срока.
Блумберг интересен (для анализа) ещё и тем, что долгие годы являлся членом Демократической партии, однако перед выдвижением на пост мэра Нью-Йорка в 2001 году стал республиканцем и даже не скрывал, что из конъюнктурных соображений. Правда, в 2007 году он баллотировался на второй срок в качестве градоначальника уже как независимый политик.
То есть, Майкл циник, прежде всего, в политическом аспекте. Кем бы ни представлялся, где бы ни состоял, он всегда проводил свою, блумберговскую политику, и это привлекало к нему избирателей. Тем более в Нью-Йорке, городе сложном и при этом открытом, абсолютно космополитичном, который и американским-то можно назвать с натяжкой. Одно но - в истории США ещё не было случая, когда президентом становился независимый кандидат или кандидат от третьей партии.
Впрочем, когда-то нужно начинать…