- На мой взгляд, 2016 будет или просто трудным, или очень трудным. Поэтому, если иметь в виду дела государственные, в России будет или просто плохо, или очень плохо. Надеяться хочется на первое, а готовиться – ко второму.
Впрочем, как известно, нет худа без добра. Кризисные явления в экономике, политике и общественной жизни, заставят, возможно, «национального лидера» уже отличать сунитов от шиитов (и в прямом, и в более широком, метафизическом смысле), что на последней пресс-конференции казалось ему избыточным. К тому же, вероятно, власть будет вынуждена в 2016 опираться не только на профессиональных пропагандистов, но искать союзников из числа здравых и ответственных бизнесменов (типа знаменитого теперь Дмитрия Потапенко), государственных деятелей (например, президента Татарстана, официально осудившего анти-турецкое безумие), ученых (профессор Андрей Зубов), журналистов (Юлия Латынина).
Что касается самих пропагандистов, то «казус протоиерея Чаплина», возможно, открывает некую линию, которая получит развитие в будущем году. Не удивлюсь поэтому, если с требованиями «свободы слова» и соответствующими разоблачениями выступят в 2016, допустим, такие столпы «самодержавия, православия и народности», как господа Пушков, Соловьев и Киселев. Не исключаю, что в этом ряду могут оказаться и персонажи, похожие на Ирину Яровую. Думаю, сюрпризов на этом поле будет достаточно
Я жду и результатов выборов в Соединенных Штатах. Эта страна, ее народ и культура мне очень симпатичны. Но ее нынешнее официальное руководство в лице Обамы и Керри выглядит лично для меня не слишком привлекательно. Америка достойна значительно более масштабного президента и госсекретаря. 2016 может принести в этом смысле вполне позитивные изменения.
Значительную часть времени (примерно три-четыре месяца) я планирую провести в 2016 в Республике Коми. Поэтому мне не безразличны и результаты выборов губернатора, которые состоятся в сентябре. Если еще недавно подобные процедуры рассматривались почти исключительно как «технические», то через полгода ситуация будет иной, сопряженной если не с реальной борьбой, то, по крайней мере, с резким обострением на общественном и медийном поле. Вполне вероятно, что на политическом горизонте региона появятся новые люди, объединения, СМИ, независимые и конструктивные.
Что касается личных, так сказать, ожиданий, то я планирую начать работу над новой книгой, в которой, говоря словами Василия Васильевича Налимова, будут и научные, и религиозные, и эстетические ноты. А еще очень хотелось бы побывать после длительного перерыва в Литве, как, впрочем, и в некоторых других странах…