О том, что наступила новая эра противостояния России-США, которую многие сравнивают с «холодной войной» в высокотехнологичном обществе (ни одна глушилка не поможет от потока информации и пропаганды с обеих сторон), говорят и в Москве, и в Вашингтоне. Подозреваю, что кое-кто в Кремле всерьёз завидует контрпропагандистам времён Михаила Суслова, которые знать не ведали про интернет. А ещё железному занавесу, когда картинка красочной предпраздничной суеты на Бродвее сопровождалась суровым комментарием от советского диктора: «С неуверенностью смотрят простые американцы в завтрашний день – за прошедший год традиционная рождественская индейка подорожала ещё на 5 центов». И ведь не поехать – не понюхать, как ароматно они там загнивают. А сейчас – в любую сторону… лишь бы пенензы (в смысле, деньги) водились.
Вроде бы, за прошедшие четверть века в этом плане многое, да почти всё! Изменилось. Однако… Всероссийский центр изучения общественного мнения, контролируемый государством, выяснил мнение россиян о США. И выдал результат - отношение к Соединенным Штатам за последние 25 лет у россиян изменилось кардинально. Но в какую сторону! Если раньше страна казалась гражданам России эталоном успешности и свободы, то в путинскую эпоху США стали приписывать аморальность, бездуховность и расизм. То есть то, что когда-то нам в уши жужжала советская пропаганда, а мы отказывались в это верить.
Теперь ВЦИОМ уверяет, что Америка вызывает у россиян преимущественно негатив. США в сознании респондентов порождает отрицательные высказывания различного рода относительно американцев (9%), а также неприязнь, отвращение и ненависть (по 2%). Это государство воспринимается также как агрессор (4%), «враг номер один» (4%), провокатор (2%), страна, стремящаяся к мировому господству (2%), ведущая антироссийскую политику (2%) и применяющая к нам санкции (2%).
Россиян же, у которых США вызывают положительные ассоциации (себя я однозначно причисляю к ним), оказалось меньше. Считают, что Штаты великая сверхдержава - 2% (а какая же?!), богатая, сильная страна - по 1%, также у 1% Америка ассоциируется со свободными людьми. Многие россияне ассоциируют США с нейтральными понятиями: звездно-полосатый флаг (2%), Голливуд (2%), Макдоналдс (1%), фастфуд (1%), известные бренды одежды (1%). Каждый десятый при упоминании о Штатах вспоминает о Бараке Обаме (10%). При этом 30% затруднились с выбором ассоциаций. Увы, последнее меня совсем не удивляет, не раз с грустью приходилось констатировать у сограждан бедность ассоциативного ряда.
Дальше придворные социологи приступили к выводам. По их разумению, образ США в целом за четверть века сильно изменился в сознании россиян. Так, в 1990 году большинство опрошенных назвали Соединенные Штаты страной с высоким уровнем жизни (35%). Кроме того, 20% респондентов считали, что это страна, где успех зависит от личных усилий. США - это страна науки и техники, заявили тогда 15% россиян, а 13% назвали главной приметой Америки свободное общество.
Тут необходимо пояснение. В 90-м году прошлого века опрос наверняка проводился среди жителей крупных мегаполисов из-за проблем с коммуникативностью на периферии. К тому моменту народ так устал от товарного дефицита, что готов был сдаться ради полных прилавков, которые он мог представить исключительно эмпирический. Плюс недовольство старой пропагандой, шедшей в разрез с загнивающим на глазах социалистическим строем. Я уже рассказывал в одном из материалов, как на моих глазах в очереди за ваучерами чуть не поколотили бабульку, ставшую нести на Америку цитатами из передовиц «Правды». Но это Москва, и отнюдь не пролетарская её окраина. Что касается фразы про личный успех, то это нормальный протест против расплодившейся в советские годы системы блата. Нам тогда действительно казалось, что не мешай – и каждый Ротшильдом станет, Копполой или Фордом. Увы, жизнь на поверку оказалась гораздо сложнее…
Теперь смотрите, что происходит сегодня (в глазах ВЦИОМа). В 2015 году большинство респондентов заявили, что считают США страной высокой преступности и морального упадка (15%), где в отношениях между людьми нет человеческой теплоты (15%). Кроме того, многие теперь уверены, что в Соединенных Штатах существуют большие различия между богатыми и бедными (11%), а также расовая дискриминация (9%). При этом число тех, кто в 1990 году придерживался положительных суждений, значительно сократилось.
Прикол в том, что в этом есть доля правды. Например, с человеческой теплотой, как мы её себе понимаем, там действительно проблемы. В два часа ночи в гости с бухлом не завалишься, деньги в долг у брата не возьмёшь (тебе в голову это не придёт, зачем, когда есть банки), родители встречаются с выросшими детьми где-нибудь на нейтральной территории, дежурность американской улыбки раскритиковал Балабанов в «Брате-2» («Да по хрену им твои дела!») и тд. И я вернулся в своё время из США ещё в Советский Союз не в последнюю очередь за теплотой отношений. НО…
…с тех пор и у нас жизнь кардинально изменилась. И ссуды мы всё чаще берём в банке, раз есть такая возможность, причём не трояк до получки, а на покупку нового авто, о котором при советах и мечтать не могли. В два часа ночи давно никто в гости не ходят, все вкалывают. И, приезжая из других городов, даже родственники предпочитают останавливаться в гостинице, благо есть такая возможности, и спать там удобнее, чем на раскладушке на кухне. Что касаемо «морального упадка», то, поверьте, по сравнению с нами белые американцы законченные пуритане, так весело, как мы, живут только негры и пуэрториканцы. Расслоение на богатых и бедных в современной капиталистической России стало притчей во языцах у неокоммунистов. «Расовая дискриминация»… тот, кто её помянул, пусть вспомнит, сколько он сам раз в день произносит про себя в сердцах слово «черно…пый». Так что – «не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».
Переходим к большой политике. Правительство США воспринимается в настоящее время опрошенными как резко враждебное России (59%). В 1990 году американские власти, по словам трети респондентов (35%), были настроены доброжелательно по отношению к советскому государству. Недружественно настроенными к нам их считает сегодня 31% опрошенных (25 лет назад - 40%).
Действительно, сейчас времена не самые лучшие, у американского правительства присутствует большое разочарование тем, какой они видят современную Россию. Но и у меня такое же, я всегда мечтал, чтобы моя страна была составной частью западного мира, а не восточного, которому ни на грош не верю. Зато четверть века назад и запад с надеждой смотрел на нас, и мы на запад, я сам вернулся из Америки с надеждой именно на такой вектор развития. И ещё семь лет назад в общении с вице-консулом США в Санкт-Петербурге мы размечтались о том, как скоро по-дружески поделим остальной мир на зоны влияния, что и пристало двум супердержавам. Но видите, как всё поменялось.
И ещё одно принципиальное различие между нами и ними. И от своих друзей, путешествующих по миру, и из интервью, взятых у вменяемых людей, я слышу одно и то же – рядовые американцы прекрасно относятся к россиянам, они прекрасно отличают простых россиян от политики руководства РФ. А вот постоянно вылетающее из наших уст уничижительное «пиндосы» явно относится не только к Обаме или Псаки. Так кто из нас более культурный, более справедливый?
Впрочем, кремлёвские политологи считают, что у России с США было три «медовых месяца»: конец перестройки и первые ельцинские годы, времена правления Джорджа Буша-младшего, и «перезагрузка» времён президента Дмитрия Медведева. В первом случае были надежды, что США помогут России с реформами, но это потепление закончилось вместе с началом американской военной операции в Югославии во второй половине 1990-х годов. Во втором случае РФ и Штаты некоторое время воспринимались как союзники перед лицом распространяющейся угрозы радикального исламизма, но и это ушло вместе с расширением НАТО на Восток. Третий эпизод был связан с тем, что Россия в ходе «перезагрузки» не использовала своё право вето в Совете Безопасности ООН относительно операции международной военной коалиции в Ливии. Однако взамен она ничего не получила, и это декларативное потепление закончилось рокировкой Путин - Медведев осенью 2011 года.
С первым случаем я более-менее согласен при всём личном неоднозначном отношении к югославской проблеме (по большому счёту, исходя из того, что я знаю от коллег-операторов с АПН, там всех нужно было бомбить, все вели себя как последние уроды). Во втором, если принимать его за истину, у нас есть прекрасный шанс на новую перезагрузку, если на ближайших президентских выборах в США победит республиканец, с которым у Путина непременно возникнет много общих точек, как было с Бушем. Третий эпизод смело спишем на тактическую ошибку Путина… вряд ли кто верит, что те четыре года страной действительно управлял Медведев.
Однако пока мы живём в эпоху «звериного американизма», спускаемого нам сверху. Что ж, не в первый раз, тем более что я застал период, когда идеология СССР качалась от антикитаизма к антиамериканизму и обратно. Печально другое, если даже в мои армейские годы сержантский и рядовой состав скептически относился к подобной официальной агитации и больше прислушивался к моему достаточно вольному пересказу знаменитого советского бестселлера «Джин Грин – неприкасаемый" (Горин-Поженян-Аксёнов), то теперь впитывает эту туфту, как губка. Свои насущные российские проблемы, такие как наркомания, алкоголизм, бескультурье и бездуховность, они и за проблемы не считают. «П-а-д-у-м-а-е-ш-ь…».
Беда не в том, что наши обыватели думают об Америке плохо. Проблема в том, что они, как правило, вообще не думают, живут чужими мыслями, чужими эмоциями, чужими словами.
Но, если власть такой «растительный» электорат вполне устраивает, тогда конечно…