В этом году событиям лета 1991 года – некруглая дата. Да и вообще, уже второе поколение растёт, социализма не нюхавшее. Тем более странно, что кинематограф и в этом случае (как с «Курском») обходит сюжет такой эпической драмы своим вниманием. Про революцию 17-го когда сколько фильмов было снято… а тут что-то невнятное, телевизионного формата. Лень или не знают, с какой оценкой подойти? Теряюсь в догадках. Вот мои предположения на эту тему - http://rusnord.ru/oldnews/4506-30110.html.
Тем не менее, в 24-ю годовщину ГКЧП социологи традиционно выясняли отношение россиян к августовскому путчу 91-го года. Как оказалось, оно не сильно изменилось за последние 12 месяцев, несмотря на все внутренние (экономический кризис, удорожание продуктов, падение рубля…) и внешние (Россия снова в изоляции, чуть ли не вторая «холодная война») факторы и обстоятельства.
Зато соотношение мнений о последствиях тех событий, приведших к распаду СССР, заметно поменялось.
Так, за прошедший год число россиян, считающих, что после путча 1991 года страна пошла в правильном направлении, достигло 34% - максимума с 2003 года. В прошлом году таковых было 27%. За тот же год на целых 10% убавилось число тех, кто придерживается противоположной точки зрения - с 47% в 2014 году до 37% в нынешнем. И это при том, что сегодняшнюю путинскую Россию многие сравнивают с СССР. Кто с брежневским (застой), а кто и со сталинским (в пояснении не нуждается).
Общая же картина тех событий в представлении сегодняшних респондентов «Левады-центра» выглядит так - 41% опрошенных оценили неудавшийся государственный переворот как «трагические, гибельные для страны и народа события». Эта цифра осталась неизменной с 2014 года, но значительно выросла в сравнении с 2013 годом - с 33%.
Меньше оказалось и тех, кого можно отнести к пассивным наблюдателям («пофигистам»). 32% респондентов высказали мнение, что путч 1991 года был всего лишь «эпизодом борьбы за власть в высшем руководстве страны», против 36% в 2014 году. Нынешний показатель - минимальный за всю историю проведения аналогичных опросов с 1994 года. И только 10% участников нынешнего исследования назвали путч «победой демократической революции, покончившей с властью КПСС», правда, год назад их было ещё на процент меньше. А ведь это те, кто от случившегося только приобрёл, а не потерял. Или столько среди нас людей, способных самостоятельно мыслить?
О чём говорят вышеприведённые цифры? Да ни о чём, близкие немногим события для большинства россиян становятся чем-то далёким и чужим… как штурм Зимнего в ночь с 24 на 25 октября 17-го года. Немудрено, все страсти кипели в Москве (только чуть-чуть в Ленинграде), многомиллионный советский народ просто был поставлен перед фактом – власть сменилась. Вот показательная цифра, полученная в рамках подобного социологического опроса, проведённого к ХХ-летию ГКЧП - 55 % респондентов НИКАК не относятся к событиям августа 91-го. Проще говоря, по уху, кто бы тогда ни победил. Вот она, истинная победа якобы проигравших гкчпистов - сегодняшняя власть имеет мечту всех коммунистических генсеков: послушное большинство, агрессивное по отношению только к внешним врагам..
Выводы экспертов это подтверждают. «Два года идёт конфликт на юго-востоке Украины, и это событие в значительной степени россияне связывают с распадом СССР и событиями 1991 года, когда всё пошло наперекосяк, поэтому путч всё больше людей оценивают, как трагедию», - оценил результаты опроса замдиректора «Левады-центра» Алексей Гражданкин. Конечно, хотелось бы узнать на этот счёт ещё и мнение украинцев, тоже состоявших в том Союзе… только нам их не предоставляют.
Причём, как отмечают многие политологи, когда россияне говорят о трагедии тех августовских событий (танки на улицах столицы, трое погибших, дальнейший распад Союза и пр…), они вспоминают Бориса Ельцина, а когда о правильном направлении, в котором двинулась и двигается страна - говорят о Владимире Путине, отсюда такое противоречие. Получается, что именно конец коммунистической власти и крах советской системы привёл нас к процветающей России, возвращению Крыма и прочим благам. О заграничных поездках, колбасе в свободной продажи и наличных долларах никто и не вспоминает, как о само собой разумеющемся.
И тут очень к месту процитировать известного журналиста и историка, члена президентского Совета по правам человека Николая Сванидзе, который считает, что главное отношение к любому историческому событию в России - это полное незнание обстоятельств самого события, а люди в ходе подобных опросов отвечают вслепую в соответствии с тем, что им говорят об этом на федеральных каналах. «Путч был 24 года назад, с тех пор миновало одно поколение, многие люди и тогда не поняли, что произошло, а сейчас они уже совершенно об этом забыли. Если спросить содержательно, что было 19 августа 1991 года, в лучшем случае один человек из тысячи скажет что-то толковое, если вообще вспомнит это событие… так что никакого отношения к путчу в обществе нет в принципе». Точнее и не скажешь.
Ну, а мы что знаем про тот расклад? Сразу после путча пошли разговоры о том, что всё затеял сам Горбачёв, тогда окончательно запутавшийся в телодвижениях и решивший бросить «орёл и решку» - чья возьмёт? Это же косвенно подтверждает мой старый товарищ, в те годы занимавшийся в системе КГБ связью – «не могли его в Форосе отключить, там унитаз прямой выход на спутник имеет… сам эту систему монтировал».
Что-то постепенно начинает выплывать из мрака тайны. Вот и бывший посол Соединенных Штатов в Москве Джек Мэтлок вспомнил, что Вашингтону стало известно о планах сместить президента СССР за два месяца до путча - в июне 1991 года. Тогда посол США пригласил мэра Москвы Гавриила Попова на деловой обед, и тот, опасаясь прослушки, написал Мэтлоку записку, в которой говорилось, что против Горбачёва готовится переворот и что он хотел бы, чтобы Борис Ельцин, находившийся в те дни в Вашингтоне, вернулся в Москву.
В ответ на вопрос, «кто всё это затеял», Попов написал четыре фамилии: главы КГБ Владимира Крючкова, премьер-министра СССР Валентина Павлова, министра обороны Дмитрия Язова и председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова (ни Язова, ни Пуго в списке не было). По словам Мэтлока, после этого он отправил совершенно секретную телеграмму в Вашингтон. Президент Буш довёл её содержание до сведения Ельцина и спросил его: «Что будем делать?». Ельцин ответил: «Вы должны предупредить Горбачёва».
В итоге информация была доведена до президента СССР через его помощника Анатолия Черняева. «Но, как мне кажется, генсек не придал ей должного значения. Горбачёв передал сообщение Черняеву и произнес короткую речь о наивных американцах», - сокрушается экс-посол. По его словам, на следующий день Буш позвонил Горбачёву и тот заявил ему: «Всё сказанное послом на тысячу процентов неправда».
Лично у меня создалось впечатление, что Мэтлок, опытный разведчик (других в СССР на такую должность работать не посылали) этим рассказом фактически подтверждает версию, что Михаил Сергеевич был в курсе происходящего, если не сам путч разрабатывал. Но, прямо об этом сказать, видно, время ещё не пришло, а Мэтлок связан особыми договорённостями. Скорее всего, правда выплывет только после кончины главного участника этой истории, не сумевшего до конца просчитать реакцию и ходы Ельцина.
Ну, а если бы тогда ГКЧП победил, спрашивали и спрашивают многие. Мой ответ: не могло этого быть. Потому что здесь, как на воровском толковище – если взял в руки нож, значит, режь, иначе ты фуфло, и тебя самого на пику поставят. Введя в Москву танки, та бригада «Ух» не готова была отдать приказ стрелять и давить гусеницами, всё-таки Россия не Китай. И с октябрём 93-го сравнивать не стоит, тогда стреляли по засевшим в Белом доме маргиналам и чернорубашечникам, первыми взявшими в руки оружие и устроившие беспредел на столичных улицах, а в 91-м пришлось бы давить народ. Причём лучшую её часть – студентов, столичную интеллигенцию, воинов-афганцев. Представляете, что прокатилось бы по стране, устрой путчисты бойню? Не хочется думать, Югославия конца 90-х отдыхает.
А если бы всё-таки раздавили и победили? С экономикой им всё равно было не справиться. Тем более без западной помощи, в условиях, когда весь мир брезгливо отвернулся от агонизирующего СССР. Хорошо, что вышли из социализма малой кровью. Не всем так повезло.
Что же касается сегодняшних настроений и амнезии… чему тут удивляться. Сколько тогда вышло на улицы Москвы не просто побуянить, а умирать? 100 тысяч, или 200, капелька в огромном море советского народа. Таким силами революции не делаются, в польскую «Солидарность» вступила треть населения республики. У нас же робко ждали, как оно повернётся, за кем сила.
Вот и дождались. Кушайте теперь и не жалуйтесь!