Впрочем, громом среди ясного неба это событие назвать сложно. Пётр Порошенко неоднократно заявлял о необходимости проведения досрочных выборов в Раду, так как текущий состав, по его мнению, «не отвечает интересам» украинского общества. Что, кстати, вполне логично, ибо костяк старого парламента состоял из сторонников развенчанного президента Януковича, не обвинённого новой властью разве что в педофилии (или я просто пропустил). Новые выборы пройдут 26 октября этого года. И, как давно сложилось в местной политической элите, украинские парламентарии в последний момент пытаются изменить правила игры и сформировать новые политические союзы.
Напомню, что текущий состав парламента был избран осенью 2012 года и по закону должен проработать до 2017 года. Те выборы проводились по смешанной системе (пропорционально-мажоритарной): половина депутатского корпуса (225 человек) избиралась по партийным спискам, вторая половина - в мажоритарных округах. Работа Рады последнего созыва с момента избрания запомнилась в значительной мере бездеятельностью депутатов, потасовками и время от времени заблокированной трибуной. Их российские коллеги ещё снисходительно посмеивались - мол, берите пример с нас, всё примем, что вежливо ни попросят. После смены власти в стране Верховная рада объявила о самоустранении президента Виктора Януковича, изменила конституцию в обратную сторону (вернула президенту часть ранее отобранных властных функций) и назначила внеочередные президентские выборы на 25 мая.
После возврата к парламентско-президентской республике в Раде была создана коалиция «Европейский выбор», которая насчитывала 256 депутатов из фракций бывшей оппозиции - «Батькивщина», «УДАР», «Свобода». К коалиции примкнули также нардепы депутатских групп «Экономическое развитие» и «Суверенная европейская Украина», сформированных в большинстве своём из бывших депутатов Партии регионов и внефракционных парламентариев. Тех же из депутатов, кто остался верен прежнему курсу и президенту, мы теперь чаще видим или на российских ток-шоу, или избитыми...
Однако и в новой конфигурации деятельность старого состава Верховной рады далека от совершенства. Даже при наличии большинства у бывшей оппозиции депутаты с трудом ищут голоса для принятия законопроектов. Некоторые наиболее резонансные законы принимались с минимальным перевесом в два-три голоса. Многие депутаты были уверены, что этот состав парламента проработает до конца своей каденции и особо не задумывались над своим ближайшим будущим. Однако победа на выборах Порошенко внесла свои коррективы. Сразу же после своего избрания «шоколадный Петя» заявил о необходимости проведения досрочных парламентских выборов, что, естественно, позволит ему сформировать большинство под себя. Ну, а о чём ещё должен грезить президент?
Вообще, современная украинская политическая жизнь напоминает мне покер - с блефом, флеш-ройялями и прочими составляющими этой азартной карточной игры. Инициатором июньского развала коалиции стала фракция партии "УДАР". «Боксёрская» партия поддержала Порошенко на президентских выборах, её лидер Виталий Кличко тогда отказался баллотироваться в пользу нынешнего президента. Вслед за «УДАРом» парламентское большинство покинула фракция националистической партии «Свобода», ранее выглядевшая маргиналом-одиночкой. Такое решение принято по политическим мотивам. Депутаты вслух высказываются, что перевыборы в Раду - «лучшая форма люстрации власти» и это то, чего сегодня требует от них украинский народ. Люстрация (изначально - процесс очищения новорожденного младенца посредством жертвоприношения, не путать с обрезанием!) в их понимании означает избавление от бывших соратников Януковича - представителей Партии регионов и Компартии. Пока изгнанием из высшего законодательного органа, а там... будут посмотреть.
При этом президент Украины заявил, что решение о роспуске Рады не будет означать, что парламент прекращает свою работу. Он рассчитывает, что этот состав парламента сможет под конец своей работы ратифицировать соглашение об ассоциации с ЕС. Сделать это будет не так уж сложно, большинство «регионалов» с видимым удовольствием легло под новую власть.
Естественно, что наши российские парламентарии не преминули влезть со своими рассуждениями-заявлениями, хотя их об этом никто не просил. Например, глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий заявил, что роспуск Верховной рады и досрочные парламентские выборы вряд ли принесут мир и стабильность на Украину: «Механизм роспуска Верховной рады запущен ультраправыми националистическими силами, по-видимому, для обеспечения полной зачистки украинского политического поля от любых несогласных с ними». До этого никто ещё впрямую не обзывал партию Кличко «ультрас». Вдруг именитый боксёр обидится и станет ещё хуже?..
Слуцкий изначально сомневается, что к новым парламентским выборам будут реально допущены политические силы, традиционно представляющие интересы населения Донбасса. Тем не менее, он выразил надежду, что в случае формирования нового состава Верховной рады туда смогут пройти политические силы, с которыми можно будет говорить о реализации «дорожной карты» по мирному разрешению украинского кризиса и возобновлению межпарламентского сотрудничества с РФ. Хотя и так ясно, что говорить об этом бесполезно лишь с отморозками из «Правого сектора».
Большинство украинских депутатов считают, что действующая система имеет коррупционную составляющую, поэтому предлагают Раде вернуться к пропорциональной избирательной системе. Пропорциональная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов. Собственно, это входило и в список предвыборных обещаний Порошенко.
Между тем в администрации Порошенко не против сохранить и смешанную систему, но с учётом ряда пожеланий главы государства. Сторонники президента предлагают разрешить участвовать в выборах блокам политических партий, которые ранее были запрещены. По мнению приближённых к президенту депутатов, это позволит Порошенко создать именной блок, который на будущих выборах может получить более 30% голосов избирателей. Именной - как раз в духе современной Украины, на политическом поле которой в основном присутствуют партии вождистского типа. Предлагается также уменьшить сроки избирательной кампании с 60 до 45 дней. В окружении президента поясняют: время работает против рейтинга Порошенко ввиду затянувшейся военной операции на востоке страны и начала отопительного сезона, который будет очень сложным из-за газового конфликта с Россией. Законопроект о выборах в редакции выгодной Порошенко дважды вносился на рассмотрение парламента, однако так и не набрал необходимого количества голосов.
Какие первоочередные задачи ставит этой осенью перед собой украинский президент? Как минимум - по итогам выборов сформировать в Раде лояльное ему большинство. Это будет лучшей гарантией того, что в дальнейшем между Верховной Радой, Кабмином и Администрацией Президента не произойдёт раскола. Конечно, максимальная цель главы государства - закончить противостояние на востоке страны (как он и обещал во время предвыборной кампании). Однако уже сейчас ясно, что АТО неприлично затягивается, причём в самой невыгодной официальному Киеву конфигурации - донецкие ополченцы натурально бьют украинскую регулярную армию. И это, упаси Бог, не авторское злорадство, просто констатация факта.
Но пока у команды Порошенко нет окончательной договоренности, с кем из крупных политических игроков она объединит силы. Если это и будет кооперирование с УДАРом, то вряд ли по принципу 50/50 (Порошенко или получит приоритет, или откажется от союза). Плюс остаётся теоретическая возможность договориться о сотрудничестве с Яценюком и Турчиновым. На альянс с Тягнибоком прагматик Пётр вряд ли рискнёт.
И тут вполне можно будет ожидать очередного явления на авансцену украинской политики... да-да, Юлии Тимошенко. Давно стало ясно, что и Турчинову, и Яценюку, как крупным игрокам (украинского масштаба), стало тесно в рамках «Батькивщины». Есть еще Сергей Тигипко с его претенциозной «Сильной Украиной» (сегодня звучит, скорее, как насмешка), к которой, несомненно, примкнут несколько бывших регионалов, прошедших в Раду по одномандатным округам. На там многое зависит от воли олигарха Коломойского - даст денег под проект, или не даст - у которого репутация сами знаете...
Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и «Свободу». На уровне законодательства националисты лоббировали снижение проходного барьера в Раду до 3 %, прекрасно понимая, что при нынешнем раскладе на одной антироссийской риторике и антисемитизме далеко не уедешь. Поэтому, на мой взгляд, максимум, о чём им удастся договориться с Порошенко - это пакт о ненападении во время избирательной кампании. И то по принципу «не трожь ..., смердеть не будет». К тому же, по некоторым прогнозам Тягнибока в популярности обходит отморозок Ляшко, что совсем грустно.
Короче, я прогнозирую очередное явление Тимошенко, давно перешагнувшей через статус «оранжевой принцессы», и для которой каждые выборы, как последние. За ней и стоит наблюдать. Правда, ещё обещает быть горячей схватка между украинскими олигархами - союз Ахметова и Фирташа против Коломойского или как-то иначе, но она будет, если не подковёрной, то явно за кадром основных событий.
Ну что, семечками запаслись?..
Леонид Черток