Напомню, что в июле этого года Израиль начал в секторе Газа военную операцию «Нерушимая скала» (любят евреи пафос в военном деле, простим им эту маленькую слабость). Её целью было объявлено уничтожение военной инфраструктуры правящего в Газе движения ХАМАС, признанного рядом стран, в том числе ЕС и США, террористическим. Израилю просто до ужаса надоело, когда на головы его граждан, в том числе, детей, с неба падает всякая неуправляемая дрянь, выпущенная с территории, фактически находящейся у него на кормлении. Вот и настал момент жёстко пресечь эту чёрную неблагодарность.
Толчком же к эскалации насилия стало похищение и убийство трёх израильских подростков, которое было впоследствии расценено руководством ХАМАС как «героическая операция». Вскоре был убит арабский подросток, что поспешили объявить актом мести со стороны якобы еврейских религиозных радикалов. Впрочем, мелькнула и другая версия - тинэйджера убили свои за нетрадиционную сексуальную ориентацию... но это тоже в качестве предположения (о начале, развитии и причинах последнего израильско-палестинского противостояния читайте в моём материале «Солдат в инвалидной коляске» - http://rusnord.ru/2014/2/33647).
По данным министерства здравоохранения Газы, за время операции «Нерушимая скала» потери в секторе составили: 2141 убитый, более 10 тысяч раненых. Ни Минздрав Газы, ни руководство ХАМАС не публикуют данных о том, сколько боевиков среди убитых и раненых.
По оценкам Израиля, за время операции было ликвидировано не менее тысячи боевиков различных террористических группировок. Потери израильской стороны за время операции: 72 погибших, из них 69 израильтян (в их числе шесть мирных граждан) и гражданин Таиланда. Сообщается о более 500 раненых. Всего за три летних месяца с территории сектора Газа по территории Израиля было выпущено более 3,5 тысяч ракет. Несколько попыток перемирия, инициированных Египтом и поддержанных Израилем в гуманитарных целях, были сорваны возобновляющимися обстрелами с палестинских территорий. Понятно, что еврейский народ совсем не устраивала роль «терпил» в этом конфликте.
Ещё чуть остановлюсь на основополагающих принципах, по которым существует еврейское государство. Это равенство народов, которое позволяет евреям, подобно остальным, иметь суверенное государство и самостоятельное управление; необходимость защиты евреев от антисемитизма; право евреев на историческую родину (евреи проживали на территории земли Израиля задолго до того, как римляне назвали ее Палестиной в память о вымершем к тому времени племени филистимлян - потомков осевших на берегу пиратов из Европы).
Кроме того, до 40% населения Израиля составляют потомки евреев, изгнанных из арабских стран в 1940-1970-е годы, и они полагают, что территории, приобретенные Израилем, значительно меньше, чем утраченные ими в ходе изгнания. В то же время арабские государства (в первую очередь, радикально настроенные политические и террористические движения) принципиально отрицают право Израиля на существование и обвиняют евреев в расизме и апартеиде. Конфликт также отягчается религиозной подоплекой.
Так вот, к концу августа 2014 года стало известно, что руководство ХАМАСа одобрило план по созданию независимого государства, предложенный палестинским президентом Махмудом Аббасом. Согласно этой инициативе, США, посреднику в переговорах, будет дано четыре месяца, чтобы достичь соглашения с Израилем и обозначить карту предполагаемых границ. Если ответа не поступит, палестинские власти намерены при посредничестве ЛАГ обратиться в Совбез ООН с запросом об эвакуации Израиля с палестинской территории. Третий шаг предполагает запрос на вступление в Международный уголовный суд (МУС) и выдвижение в адрес израильских лидеров обвинений в военных преступлениях. Израиль, кстати, членом МУС не является. Одновременно один из главарей ХАМАСа Халед Машаль отверг саму мысль о демилитаризации Газы, а ведь именно она была одним из ключевых требований Израиля на переговорах. То есть, хотя огонь и прекратился, а обе стороны конфликта устали, но никто не признаёт себя проигравшим.
По мнению руководства Израиля, присоединение участка земли позволяет создать «территориальную целостность» на участке между поселениями Бейтар-Илит, Кфар-Эцион и Гваот. Таким образом, поселение Гваот может быть расширено и включить в себя оливковые рощи. Тут и наказание виновников, и хотя бы частичная компенсация затрат по проведению военной операции, и, что уж тут джинсы морщить, экономическая выгода в будущем.
Глава палестинской администрации Махмуд Аббас сразу же «выразил свою обеспокоенность» по поводу этого шага, предупредив, что он существенно осложнит дальнейший переговорный процесс. Ведь палестинцы хотят, чтобы их будущее государство включало в себя все земли, захваченные Израилем в 1967 году. Без учёта того, что в поселениях на этих территориях среди 2,5 млн. палестинцев проживают около полумиллиона евреев. Впрочем, можно смело предположить, что израильским властям сейчас важнее расположение своего народа, а то ведь выборы не за горами...
Так вот, после бессрочного прекращения огня принцип, указанный в самом начале материала, автоматически теряет свою актуальность. После заключения соглашения с ХАМАСом недовольных израильских политиков уже ничто не сдерживало. Осуждающие заявления достигли такого градуса, что обозреватели заговорили об угрозе для коалиции и приближении новых досрочных выборов.
Во-первых, если судить по израильским СМИ, никто так толком и не понял, кто победил в нынешнем вооружённом противостоянии - Израиль или ХАМАС. Во-вторых, в воздухе повис вопрос, кто из нынешних политиков еврейского государства смог бы привести свою страну к окончательной и безусловной победе над террором. Народ Израиля остро нуждается в решительном национальном лидере. Пока его нет, любые выборы превращаются в бесполезное пересаживание чиновников с места на место. Увы, но это есть объективная реальность повседневной жизни перманентно воюющей страны.
Правые парламентарии во главе с Либерманом (НДИ) и Беннетом («Еврейский дом») упрекают Нетаниягу и министра обороны Моше Яалона в чрезмерных и недопустимых уступках ХАМАСу. По их мнению, соглашаться на перемирие нужно было лишь тогда, когда Газа выкинет белый флаг и прекратит обстрелы. Правый лагерь резонно отмечает, что недобитая террористическая организация быстро восстановится и через год-полтора страну ждёт новая война (что уже было не раз на практике). Многие израильтяне поддерживают эту позицию при достаточном скепсисе к личности самого Либермана (мол, хорошо угрожать, когда ответственности с тебя, как с невоенного министра). О настроении израильских левых даже рассуждать бессмысленно. В подобных критических ситуациях к ним, как ни к одному Макаревичу, подходит популярный в нынешней России ярлык «нацпредатели».
Кому сейчас выгодно прекращение огня как передышка, так это именно премьер-министру Нетаниягу. Если прекращение огня с палестинской стороны действительно продлится сколь-нибудь значимое время, а жители юга Израиля смогут спокойно выспаться, не бегая среди ночи в бомбоубежища, он обязательно поднимет своё реноме. Ну, а если нет... значит, народ опять сплотится вокруг своего руководства.
Впрочем, и перед ХАМАСом стоят в чём-то схожие проблемы. Террористическое движение намеревалось повысить свой рейтинг перед парламентскими выборами в Палестинской автономии на фоне очередного палестинского объединения. Заложников предполагалось обменять на осужденных террористов, что, безусловно, добавило бы популярности исламистам. Война вот только помешала и спутала все карты, хотя эти бандиты и объявляют себя победителями.
У прошедшей военной кампании, на мой взгляд, есть один безусловный положительный момент. Агрессивность и упорство, с которым ХАМАС вёл войну, развеяли ранее часто звучащие разговоры о том, что ему на смену могут прийти ещё более радикальные группировки, а потому Израилю стоит беречь хорошо знакомого врага. Вряд ли кто-то сможет причинить больше проблем еврейскому государству, чем этот злосчастный ХАМАС.
Ну, а пока у Израиля наступили дни тишины, и, хорошо бы, подольше...
Леонид Черток