Моральное право
Кандидатуру Николая Киселева в качестве сенатора от администрации Архангельской области предложат в ближайшие дни на утверждение Областному собранию. Известные и наиболее яркие политики дружно откликнулись на предстоящее событие. Лидер фракции «Единая Россия» в областном парламенте Станислав Вторый, вице - спикер Дмитрий Таскаев, депутат Собрания и первый секретарь обкома КПРФ Александр Новиков, депутат и редактор одной из лучших наших газет «Правда Северо-Запада» Илья Азовский высказались относительно возможного сенаторства Киселева явно негативно. Хотя и с разной степенью резкости. Оппоненты Киселева считают, что до тех пор, пока не поставлена точка в истории с предполагаемой взяткой, бывший губернатор не имеет морального права занимать высокие государственные посты.
Мораль и политика
Боюсь показаться циничным, но если честно, то лично мне абсолютно все равно, брал Киселев деньги от Гудовичева, или нет. И вообще, финансовые, деловые и иные отношения Киселева и Гудовичева меня не интересуют.
Многие из тех людей, которые жили в 90-ые годы, занимались каким - то успешным бизнесом или политикой и дожили до наших дней, могут наверняка вспомнить хотя бы один эпизод своей деловой активности, не слишком согласующийся с понятием «законопослушный гражданин». Скорее всего, впрочем, таких эпизодов было несколько. Только опытные и масштабные дельцы в отличие от человека, «похожего на...», брали деньги не китайскими палочками, а переводили их в кипрские оффшоры, на счета в Bank of New York, etc. Такая была жизнь. Со своими законами и «понятиями». Во многом она такой и остается. Иначе зачем было бы высшему руководству страну готовить национальную программу по борьбе с коррупцией? Ведь уже младенцу ясно, что демографическая ситуация и уровень коррупции - это две проблемы, которые реально угрожают не только национальной безопасности, но и самому существованию России как суверенного государства в его нынешних границах. То, что проснулся инстинкт самосохранения, вполне естественно и закономерно.
В приемной
С Николаем Ивановичем Киселевым мы познакомились в 2001 году. Произошло это в приемной генерального директора ОАО «Архангельскгеолдобыча». Я работал тогда заместителем генерального директора АГД по связям с общественностью. Мне позвонил близкий друг и сказал: «Слушай, Дима, там, в приемной, сидит такой Киселев, Николай Иванович. Вот уже три дня не может попасть на прием к руководителю вашего предприятия. Человек, между прочим, вполне заслуженный. Он директор молочного завода. Знаешь, не удобно как - то. Ты зайди в приемную, договорись с секретарем, чтобы Киселева позвали, когда директор освободится, а сам возьми его, напои чаем, покажи какие - то журналы. Дружеская просьба, Дима!» Я все так и сделал. И был рад новому знакомству.
Николай Иванович производил впечатление человека не глупого, очень деликатного и основательного. Говорил он обычно не много, но достаточно весомо. С какого-то времени Киселев стал ходить и в наш спортивный зал. Мне нравилось, что не молодой, в общем, человек активно занимается спортом, следит за своей формой. Несколько раз мы с удовольствием играли в настольный теннис. Соперники мы примерно равного класса, поэтому играть было всегда интересно.
Николай Киселев рассказывал, между прочим, много интересного и полезного о состоянии сельского хозяйства в области, особенно в молочной сфере. Меня эти разговоры обогащали, давали новые знания, пищу для размышлений.
Как-то один общий знакомый сказал, что Киселев в тайне мечтает стать депутатом областного Собрания, но не знает, как правильно подойти к делу. Я тогда подумал, что это хохма. Несмотря на добрые отношения, мне было трудно представить себе Киселева в качестве парламентария. Ведь тут нужен был уже другой кругозор, огромная энергия, мощный интеллектуальный потенциал, умение быть эффективным публичным деятелем. Мне тогда казалось, что этих качеств Николаю Ивановичу явно не доставало. И сейчас, впрочем, кажется также.
Политические чудеса
В конце осени 2003 года началась кампания по выборам губернатора Архангельской области. Всем было понятно, что «битва титанов» состоится между тогдашним губернатором Анатолием Ефремовым и депутатом ГД РФ Владимиром Крупчаком. И тот и другой были (и остаются) личностями очень колоритными. Анатолий Антонович был, что называется, «слуга царю, отец солдатам». Он, по-моему, хорошо разбирался в экономике, ему нравилось много и энергично работать. Ефремов страшно любил крупные культурные и общественные мероприятия. Появляясь в белом костюме, он произносил эффектные речи и тосты. Вместе с тем, за два губернаторских срока Ефремов по разным причинам умудрился оттолкнуть от себя очень влиятельных, умных и популярных в регионе политиков, деятелей науки, образования и искусства, представителей Церкви.
Плохую службу, на мой взгляд, сослужил Ефремову и его агитпроп. Накануне выборов имела место явная «передозировка» не просто положительных, а каких - то невероятно «сиропных» статей, комментариев, интервью. Политологи в шутку сравнивали тогда Ефремова с корейским лидером Ким Ир Сеном, именовавшимся не иначе как «солнце нации, гений революции и стальной полководец».
Крупчак, напротив, стремительно набирал популярность, его штаб и «сетевые менеджеры» действовали умно, грамотно, по единому плану. В январе четвертого года стало ясно, что Крупчак победит. И тогда группа влиятельных политиков и предпринимателей, опасавшихся (вполне, по-моему, справедливо), что Владимир Ярославович прямо срастит исполнительную власть и свой бизнес, объединила усилия и вынудила фаворита гонки снять свою кандидатуру. Штаб Ефремова праздновал победу, дело было сделано.
Николая Ивановича кто-то считал «техническим кандидатом», кто-то до поры, до времени вообще не знал о существовании такого кандидата на должность Главы администрации. Самые смелые предположения экспертов заключались в том, что, участвуя в губернаторской кампании, Киселев готовится к выборам в региональный парламент, приближая тем самым свою заветную мечту.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день...
Не все сразу поняли, что Крупчак вышел из борьбы за губернаторское кресло, так сказать, формально. Всего за несколько дней он виртуозно «перенастроил» работу своего центрального и районных штабов для поддержки Киселева. Это очень быстро стало давать свои результаты. По времени они совпали с резким конфликтом Ефремова со своими политическими менеджерами.
В результате произошло то, что произошло. Киселев при колоссальной поддержке Крупчака одержал фантастическую победу. В которую долгое время сам не мог поверить. Все отмечали, что на церемонии инаугурации Николай Иванович выглядел очень растерянным. Зато очень веселым, уверенным и оптимистичным выглядел в эти незабываемые дни депутат Государственной Думы Владимир Крупчак.
Обещанного три года ждут
Одним из главных предвыборных обещаний Киселева было сооружение в Архангельске православного кафедрального собора. Это заявление нашло поддержку как у многих прихожан по всей области, так и, особенно, у жителей столицы Поморья, давно мечтавших о восстановлении разрушенного большевиками храма.
Вскоре после избрания Николая Ивановича состоялся даже крестный ход с его участием к месту строительства собора. Его Преосвященство, Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон отслужил молебен и освятил место, где предполагается строить собор. На этом, к сожалению, дело заглохло. Не смотря даже на то, что был подготовлен и официально подписан широкоформатный договор о сотрудничестве между администрацией и епархией.
Примерно раз в полгода Киселев вспоминал об этом, делал какие-то частные или полуофициальные заявления, но абсолютно никаких реальных шагов не предпринималось. Всем понятно, что губернатор не мог выделить на собор бюджетные деньги. Но точно также понятно, что Киселев имел огромные возможности по привлечению к проекту бизнес-сообщества. Этими возможностями он воспользоваться не захотел. Именно не захотел!
Ведь там, где Киселев был действительно заинтересован, быстро вырастали какие-то закрытые комфортабельные сооружения, какие-то коттеджи, известные как «губернаторские дачи». Вот этого экс-губернатору простить нельзя. Политика в любой стране (кроме, может быть, Северной Кореи) устроена так, что она не возможна без известной демагогии. Так обстоит дело и в России, и в Америке, и во Франции. И все-таки есть негласные моральные ограничения, которые все ответственные политики стараются соблюдать.
Одно из таких ограничений заключается в том, что использовать для политического маневрирования и манипулирования церковную сферу считается не допустимым. Или, во всяком случае, не желательным. И уж точно не приличным. Нарушителей не принимают в приличном обществе (или принимают, но делают это подчеркнуто холодно). Солидные издания перестают брать у них интервью. Это в значительной степени произошло и с Киселевым. Но православным верующим нашей губернии от этого отнюдь не легче...
Самая практичная вещь на свете - это хорошая теория
Во всяком случае, так считал один из величайших ученых ХХ века Питирим Сорокин, создавший в Гарвардском университете первый в США факультет социологии. Так сложилось, что после ухода из компании «Архангельскгеолдобыча», я некоторое время проработал начальником информационно-аналитического управления областной администрации. Там мое разочарование Киселевым достигло апогея.
Однажды, примерно через полгода после выборов, Николай Иванович пригласил в свой кабинет нас с Евгением Владимировичем Шевчуком. Обсуждали, что называется, «текущий момент». Я, излагая свои аргументы, сослался на мнение Дмитрия Таскаева. Прекрасно помню, что Киселев тогда с иронической усмешкой заметил - да при чем тут Таскаев, он вообще не политик. Евгений Шевчук, человек не робкого десятка и твердых убеждений парировал, что Дмитрий Таскаев - то, как раз, состоявшийся политик, в отличие от многих новичков в администрации. Намек был столь прозрачен, что не понять его было трудно. Меня в этой истории поразило то высокомерие, которое человек, оказавшийся в губернаторском кресле абсолютно случайно, демонстрировал всего через шесть месяцев после избрания. Невольно вспоминался роман Лиона Фейхтвангера «Лже - Нерон», где марионетка, возведенная на трон римскими олигархами, в какой - то момент почувствовала себя «законным императором».
Как-то я изложил Киселеву, а затем и его тогдашним политическим партнерам идею создания настоящего, серьезного аналитического центра. Который бы занимался стратегическим планированием и прогнозированием. Подобные центры более чем успешно работают сейчас во многих странах и регионах, мощных компаниях и финансовых группах.
Таким стратегически важным регионам, как Архангельская область и Ненецкий автономный округ, подобный центр необходим как воздух. Для формирования и реализации реальной концепции развития, для снижения разнообразных рисков. Для выстраивания правильных приоритетов и межрегионального сотрудничества. Я, кстати, ссылался тогда на вынесенные в подзаголовок слова Сорокина и говорил своим собеседникам, что от администрации нужны, собственно говоря, добрая воля и организационная поддержка Центра, который будет вынесен за пределы администрации. Финансирование проекта предполагалось осуществлять за счет средств дружественной области компании. Продуктами деятельности центра администрация и компания пользовались бы на паритетных началах.
Однако ни великий Питирим Сорокин, ни скромный Дмитрий Несанелис услышаны не были. Все эти предложения были сочтены фантазиями. А жаль. Если бы Центр анализа, планирования и прогноза начал работать в 2004 году, то сейчас регион мог бы уже выходить на модель устойчивого развития. Но время упущено безвозвратно. Хотя, перефразируя известную поговорку, «пить Боржом еще не поздно». А может - и поздно...
Не удивительно поэтому, что почти все разрекламированные агитпропом Киселева масштабные программы развалились - от строительства дешевого жилья до развития сельского хозяйства. В нынешних условиях просто невозможно успешно заниматься серьезной хозяйственной и социальной деятельностью без четкого плана и сценарного моделирования. Этот тезис блестяще подтверждается практикой киселевского управления Архангельской областью на протяжении четырех лет.
Национальный вопрос
В 2005 году национально-культурные автономии области, общины и землячества создали Совет национальностей Архангельской области. Если я не ошибаюсь, то это была первая такая общественная организация в России. Совет национальностей провел много интересных и важных мероприятий. Успешно взаимодействовал с учреждениями науки и культуры, Архангельской и Холмогорской Епархией, областным избиркомом, правоохранительными органами, участвовал в издании газеты «Единый мир» и «Национальном проекте» ИА «RUSNORD».
Одно из последних значительных мероприятий с участием Совета состоялось 2 ноября прошлого года. То есть как раз накануне Дня согласия и примирения. Тогда прошел научно - практический семинар «Этническое и духовное пространство европейского Севера: история и современность». Соучредителями этого форума выступили тогда епархия и Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова. С докладами, выступлениями и приветствиями на семинаре выступили председатель областного Собрания депутатов Виталий Фортыгин, Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, ректор университета Ирина Луговская, тогдашний спикер горсовета Дмитрий Юрков, начальник управления Министерства регионального развития РФ Александр Колобанов, доцент МГУ, член ЦК КПРФ (а ныне - депутат ГД РФ) Андрей Андреев, руководители национальных общин, известные ученые. Приветственную телеграмму участникам прислал тогдашний вице - спикер ГД, Герой Советского Союза Артур Чилингаров.
Оргкомитет, естественно, пригласил на это важное мероприятие и губернатора Киселева. Он не пришел. В принципе, ничего страшного в этом нет. Губернатор - человек очень занятой. Но он мог бы отправить на мероприятие своего зама или хотя бы прислать приветствие. Не было, однако, ни того, ни другого. Администрацию области представлял на форуме... молодой специалист департамента информации и общественных связей. Способный, в принципе, юноша, но только-только начинающий свою служебную карьеру. Это эпизод, на мой взгляд, ярко характеризует уровень понимания Киселевым вопросов межнационального общения.
Эпилог
Я начинал свои заметки с того, что Николай Иванович Киселев в начальную пору нашего с ним общения был вполне приличным и даже симпатичным человеком. Допускаю, что для кого-то он таким и остался. Но даже если это так, то хороший человек - это, как известно, не профессия.
Николай Киселев явно не продемонстрировал за четыре года масштаба государственного деятеля, понимания задач и перспектив региона, умения решать сложные социально-экономические, культурные и духовные задачи. И остается не понятным, на чем строится уверенность в том, что в качестве будущего сенатора Киселев все эти качества приобретет...
Фото Н.Гернета