Представляю, как охаживали в последние дни перед голосованием депутатский корпус. Заглядывали доверительно в глазах, приводили весомые аргументы «за», советовали не обращать внимания на мелочи «против».
Я не буду лишний раз говорить об известной пленке, именуемой в народе «пинцетной». Я даже не буду вспоминать, как в итоговой программе «Сегодня» на НТВ, в сюжете о коррупции, слова «этот спрут проник во все эшелоны власти» были снабжены видеорядом, на котором «человек, похожий на...», неумело расправляется с «зеленой котлетой». Всё, забыли, поговорим лучше о том, какой сенатор нужен Архангельской области, без ссылок на «кристальную честность»...
Когда-то в Совете Федерации правили бал губернаторы. Потом их оттуда убрали. Наверное, потому, что главы регионов пытались подправить принимаемы Госдумой законы под себя. Да и вообще, настоящий хозяин должен почаще бывать дома. Но, чтобы не обидеть, разрешили им делегировать своих представителей. Остальных сенаторов направляли местные заксобрания.
У нас таким много лет был Юрий Сивков, трагически погибший осенью прошлого года. От всех, кто его знал лично, я слышал слова исключительно в превосходных тонах. Да и сам он не терял связей с регионом, часто выступал перед депутатами, его позитивная деятельность широко освещалась в СМИ. В последние годы с ним рука об руку работал губернаторский представитель, некто Тищенко, чьи полномочия истекли буквально на днях. Что вы о нем знаете, даже те, кто интересуется политической жизнью? Уверен, что ничего, типичная «темная лошадка» кисломолочной эпохи Киселева. Смею утверждать, происходило это потому, что никаких реальных дел за ним не числилось. Иначе, мы бы о нем каждый день в газете «Волна» читали, с утра до вечера по «Поморью» любовались. О том, какая у нас скромная власть, надеюсь, лишний раз напоминать не надо.
После ухода из жизни сенатора Сивкова, депутатам предложили на рассмотрение неожиданную кандидатуру Владимира Рушайло, более известного как министр МВД и секретарь Совбеза. Первый раз его прокатили. Видимо, взыграла депутатская гордость - не надо нам навязывать чужака. Потом народных избранников месяц мотивировали. И я даже догадываюсь, как.
В чем заключается основная задача сенатора проблемного региона? Подмахнуть закон-другой каждый сможет, голосуй, как партия прикажет. А вот заняться лоббистикой интересов области, поиском инвесторов, без звонка зайти в высокий кабинет, это не каждому дано. Как вы думаете, почему Краснодарский край представляет далекий от него Александр Починок, бывший министр труда? Да еще при самодостаточном губернаторе Александре Ткачеве. У последнего Олимпиада в Сочи на носу, дома дел по горло. А эти смешные уши в любых кулуарах хорошо помнят, по крайней мере, внимательно выслушают.
Все это в равной степени касается и сенатора Рушайло. Его в Кремле, простите за фамильярность, любой лабрадор по запаху узнает. Но одному человеку там не разорваться, пардон, в туалет не отлучиться. Поэтому нужен равноценный партнер, или, хотя бы, второй номер.
Кто в этом качестве Николай Киселев? Да ноль без палочки! За четыре года губернаторства он был лишь серой тенью на заседаниях Госсовета, от этого у области накопилась масса проблем. С июля прошлого года ситуация только усугубилась. Уж слишком часто он появлялся на федеральном телеэкране в довольно неприглядном виде. Такие вещи скоро не забываются, особенно там, где личность каждого вновь прибывшего рассматривается под микроскопом. В стране разворачивается масштабная борьба с коррупцией, а тут к вам подходит ее яркий представитель и заводит разговор о многомиллионном транше. И все начинают оглядываться в поисках скрытых камер, ссылаться на неотложные дела. Так он и Рушайло запишет в свои подельники, его тоже начнут обходить стороной. И с чем останется Архангельская область? Правильно, с этим... как его, носом.
Я так же знаю мотивацию, с которой обращались в последние дни к депутатам по поводу кандидатуры Киселева. Она может быть только одна - окажите еще один кредит доверия новому губернатору, он просто не может отказать полпреду Клебанову в такой малости, от области не убудет. И кто-то сердобольный сломается. Что даже похвально, особенно, если в этом он пойдет против общего решения своей фракции, независимость достойна уважения.
Но вечером этот депутат вернется в семью, где все уже в курсе последних событий. Жена вздохнет и отвернется к сковороде со шкворчащими котлетами, не дело в мужские дела лезть. Теща в уголке перекрестится и начнет повторять знакомое заклинание «лишь бы не было войны!». И только сын недоуменно посмотрит в глаза человеку, который для него пример во всем: «Как же так, папка? А что ты говорил об этом дяде Коле всего неделю назад?». И депутат потупит взор, закроется в ванной и будет долго чистить зубы, успокаивая себя тем, что до встречи с сыном за утренним чаем осталось целых 10 часов.
Но завтра обязательно наступит...
Леонид Черток
Фото Н.Гернета