Вчера на заседании президиума правительства. Владимир Путин впервые после совещания 24 июля, на котором отсутствие пребывающего в больнице главы "Мечела" Игоря Зюзина стоило его компании не менее $5 млрд. капитализации, выдвинул собственную версию причин своего раздражения. Накануне заседания ситуацию попытался успокоить помощник президента Аркадий Дворкович, объявивший "позитивным сигналом" сотрудничество "Мечела" с ФАС в расследовании возможных нарушений предприятиями группы господина Зюзина антимонопольного законодательства (ФАС предполагает, что максимум, что грозит "Мечелу",- однопроцентный оборотный штраф). Через несколько часов Владимир Путин сам пояснил, что имел в виду, и хотя на этот раз премьер избегал называть "Мечел" напрямую, день закончился для компании новым фондовым обвалом.
"Одна из металлургических компаний продает сырье на внешние рынки дешевле, чем по внутренней цене",- напомнил суть обвинений премьер. По его словам, при внутренней цене коксующегося угля в 4,1 тыс. руб. за тонну "компания" продавала его своим швейцарским офшорам по 1,1 тыс. руб. за тонну с тем, чтобы затем продавать его рынку по $323. "Это снижение налогооблагаемой базы и уход от налогов внутри страны, создание дефицита на внутреннем рынке, рост цен на металлургическую продукцию, который отражается в цене товаров по всему спектру",- вынес свой вердикт "Мечелу" премьер.
Приведенная главой правительства схема - пример использования внутрикорпоративных (трансфертных) цен, когда для занижения прибыли товар внутри группы компаний продается с занижением его реальной стоимости. Тема, как попытался продемонстрировать Владимир Путин, и стала единственной причиной проблем "Мечела". Премьер-министр тут же поинтересовался судьбой готовящегося в Минфине законопроекта о контроле над трансфертным ценообразованием и в ответ получил от вице-премьера Алексея Кудрина уверения в том, что документ будет представлен в правительство уже к 15 сентября 2008 года.
По словам анонимных участников совещания 24 июля, на этом совещании трансфертная тема в жестком ключе не обсуждалась, скорее всего сценарий превращения темы "Мечела" в "общегосударственную" был принят Белым домом за выходные. Характерно изменение позиции и самого "Мечела". В пятницу компания выпустила сообщение, в котором заявила, что "разделяет озабоченность" правительства высокими ценами на металлопродукцию, готова к сотрудничеству с органами власти. В первоначальном варианте заявления "Мечела", по данным "Ъ", содержалось более подробное объяснение разницы в экспортных и импортных ценах компании. Поставки на экспорт через офшоры, согласно этой версии, велись по старым контрактам купленного группой в конце 2007 года "Якутугля", заключенным по прошлогодним, в разы более низким ценам. Вчера же "Мечел" уже категорически отказывался от любых комментариев и оправданий.
После дела ЮКОСа, по итогам которого Минфину и ФНС удалось закрыть для трансфертного ценообразования "внутренние офшоры", способом борьбы с использованием иностранных офшоров и других схем оптимизации налогообложения Минфин считает принятие новой главы Налогового кодекса о контроле над внутрикорпоративными ценами. Задание подготовить такой документ Владимир Путин дал Минфину в бюджетном послании 2006 года, но до сих пор он является предметом разногласий Минфина, Минэкономики и их союзников. Налоговый кодекс предписывает налоговикам проверять случаи отклонения внутрикорпоративных цен от рыночных на 20%, но, как признал вчера Алексей Кудрин, "этот механизм не отработан и в судебной практике практически не используется".
Минфин настаивает на том, что в рамках новых механизмов контроля налоговики должны контролировать все сделки между взаимозависимыми лицами внутри страны на сумму свыше 100 млн руб., а также определенные категории внешнеторговых операций. Минэкономики и РСПП предлагают ограничиться контролем преимущественно внешних сделок (то есть и тех, за которые Владимир Путин обрушился на "Мечел"). И хотя господин Кудрин сообщил о "согласовании принципов", на которых будет построен законопроект, заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский сообщил "Ъ", что подготовка документа будет вестись в соответствии с поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова, полученного Минэкономики по итогам совещания по этой теме 18 июня. "Его смысл - переформатировать подготовленный Минфином законопроект так, чтобы он касался узкой группы лиц и узкого круга сделок",- сказал заместитель министра.
Вопрос о трансфертных ценах вряд ли случаен. Главный экономист Центра развития Валерий Миронов рассказал "Ъ", что в 2007 году в центре, который ранее возглавлял заместитель министра экономики Андрей Клепач, делались расчеты последствий возможного повышения налоговой нагрузки на металлургическую отрасль. "Возможно, идет поиск способов компенсации выпадающих налогов из-за снижения НДС и нагрузки на нефтяную отрасль. Претендентов на повышение нагрузки три: лесная отрасль (но там много игроков, ее трудно администрировать), газ (но "Газпром" решили не трогать) и металлургия",- говорит он.
Исход спора ведомств, впрочем, вряд ли повлияет на судьбу "Мечела". Вчера представитель следственного комитета при прокуратуре Владимир Маркин заявил, что "совместно с контрольными и правоохранительными органами" ведется изучение "вокруг" деятельности "Мечела" "на предмет наличия или отсутствия признаков уголовно-наказуемых деяний", как и рекомендовал в четверг Владимир Путин. ЮКОСу и его менеджменту в 2003-2005 годах в аналогичной ситуации, но с внутренними офшорами были предъявлены претензии и ФНС, и Генпрокуратуры, обвинения в уходе от налогов стали предметом дел Михаила Ходорковского и его подчиненных. Доначисления налогов коснулись всех нефтяных компаний, за чем последовал и общий рост налогообложения на отрасль.