По данным ГИБДД России за 11 месяцев (январь - ноябрь) 2008 года, в России произошло 199 041 (-7,2%) дорожно-транспортное происшествие, в результате чего погибли 27 317 (-10,2%) человек, а 246 424 (-8,3%) получили ранения, сказано в отчете ведомства, опубликованном на официальном сайте. Больше всего ДТП происходит по вине водителей (167 737 случаев) или пешеходов - 34 622 аварии.
Однако автомобилисты стали меньше совершать грубых нарушений, которые приводят к трагическим последствиям. Так, 12 631 (-14,3%) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 2186 (-10,4%) человек погибли, а 18 384 (-14,3%) человека получили ранения.
Халатность дорожников также часто становится причиной автокатастроф. 33 847 ДТП произошли из-за некачественного состояния дорожного полотна. В этих авариях погибли 5121 человек и 41 910 были ранены. По сравнению с работой дорожников коррупция в сфере проведения государственного технического осмотра приносит меньше потерь, но и здесь цифры высокие. В 1579 случаях водители не смогли справиться с управлением неисправных машин. Это стало причиной 325 смертей и еще 2108 человек были ранены.
Больше всего, как ни странно, снизилась аварийность в Чеченской республике - здесь произошло 312 ДТП - на 23% аварий меньше, чем в прошлом году; и в Сахалинской области - 1007 - на 20% меньше прошлогоднего.
Число аварий уменьшилось на 14-16% в республике Алтай (379), в Чувашской республике (1726), в Мордовии (1050) и Волгоградской области (2903). Что касается московских показателей по смертности в авариях, столичные пробки смогли спасти жизни многим водителям - смертность здесь снизилась на 25% (788). Мегаполис обошли только республика Карелия (67) и Хакасия (109), где число смертей упало на 30%.
К сожалению, пока в ГИБДД по Архангельской области такая статистика еще не готова, однако в пресс-службе ведомства ИА «RUSNORD» пообещали, что в ближайшие дни ее готовы будут предоставить. Между тем, уже сегодня ясно, что, к примеру, в Архангельске из-за того, что уличное освещение включают, когда уже совсем темно - в 16 часов, число сбитых пешеходов возрастает в разы.
За указанный период в России произошло 20 348 (-8,7%) ДТП с участием детей, в которых 954 (-9,6%) ребенка погибли, а 21 099 (-8,7%) несовершеннолетних получили ранения.
Несмотря на положительную тенденцию, в следующем году статистика смертности в ДТП сильно ухудшится. Дело в том, что руководство ГИБДД приняло решение об изменении методики оценки числа жертв аварий. Сейчас погибшими в автокатастрофе считаются только те, кто погиб в течение семи суток после аварии. Однако с 1 января 2009 года в сводки будут попадать и те, кто скончался в течение 30 суток. Таким образом, наша методика будет приведена в соответствие с европейскими нормами. Это и отбросит Россию еще дальше от европейских показателей, которые и сегодня намного ниже, чем у нас.