В своём Instagramе чеченский лидер написал, что скакунам по кличкам Зазу и Дэшинг Хоум «испортили настроение». Зазу, как писали СМИ, 30 августа занял первое место на скачках на две тысячи метров в Баден-Бадене и выиграл пять тысяч евро. Ещё две тысячи конь выиграл, заняв третье место в гонке в Дюссельдорфе 5 октября. «После долгих дебатов в правительстве и Бундестаге, консультаций между президентом и федеральным канцлером они лишили Зазу честным трудом и быстрыми копытами заработанных призовых, а также ограничили свободу передвижения. В Берлине говорят, что лошадь, будучи другом человека, подпадает под санкции, предъявляемые хозяину, и должна отвечать как человек», - возмущается Кадыров, вспоминая всё, чему его когда-то учили в советской школе.
Теперь его конь «вынужден с грустью смотреть, как резвятся во дворе конюшни сверстники, то есть жеребцы, и постепенно терять навыки скакуна», плачется миру чеченский лидер. По его словам, «оказывается, это Зазу виноват во всём, что творится в мире - это он принимал решение о начале войны в Ираке, Сирии, Ливии, Афганистане и бомбежке Белграда».
Немецкие власти, продолжает Кадыров, «перенесли на животное свой позорный опыт минувшего столетия» и «вынуждены будут выплачивать миллионные компенсации за моральный ущерб жеребцам и их дискриминацию» (похоже, чеченский президент уровнял проблемы своего жеребца с гибелью 6 миллионов евреев). Всё, чего желает Зазу, это есть овёс, скакать, мирно жить и приносить радость людям. Хм, а, собственно, кто не даёт ему этого делать? Коня ведь не арестовывали, не сажали в карцер на хлеб и воду, тем более, не вели на скотобойню. Денежных выплат лишили его хозяина (человека априори не бедного), о благосостоянии печётся сам Аллах (цитата из Кадырова). То есть, печётся он обо всём чеченском народе, но президент тоже имеет свой процент за посредничество.
О том, что кадыровские лошади не получат призов, немецкие СМИ сообщали в середине октября. Отмечалось, что из-за санкций их не только лишили призов, но и запретили участвовать в других гонках. «Лошади не допускаются к гонке, мы будем ждать, пока санкции не отменят», - говорил тренер Вольдемар Хикст, вынужденный оплачивать содержание лошадей во время простоя из своего кармана. «Нельзя обращаться с животными, как с кусками дерева», - посетовал он. Сочувствую тренеру и понимаю его тревогу. Не понимаю другое, почему из его собственного кармана. Неужели Рамзан поставил этого беднягу Вольдемара «на счётчик»?! Иного объяснения мне найти пока не удаётся.
А теперь посчитаем в чужом кармане, а заодно и в чужой конюшне. Нет, не стыдно, ибо основные доходы Чечня получает из федерального бюджета, из наших с вами налогов.
Итак, по неофициальным данным, президенту Чечни принадлежит около 100 скаковых жеребцов. В 2013 году в Дубае один из них заработал на престижных соревнованиях 200 тысяч долларов. Сразу после этого Кадыров получил призовые в размере трёх миллионов долларов на скачках в Сингапуре. На приз президента России глава Чечни выставляет до шести лошадей. По подсчётам специалистов, на содержание лошадей у Кадырова уходит не менее 24 миллионов рублей в год. Причём передвигаться по земле он предпочитает на бронированных машинах класса «супер-люкс». То есть, лошади для него не необходимость, а просто дорогая забава.
При этом глава Чечни не впервые сталкивается с подводными течениями в мире конного спорта. Так, в 2009 году в Австралии прошли массовые акции протеста против приезда Кадырова на скачки в Мельбурн. А в 2011 году Госдеп США добился запрета на участие в скачках в Кентукки и Нью-Йорке жеребца из конюшни главы Чечни по кличке Сладкий Утенок. Примечательно, что австралийцы протестовали против приезда в их страну человека с сомнительной репутацией, но российские СМИ это дело старательно замолчали.
В августе прошлого года общественное движение «Синие ведёрки» выступило с инициативой лишить Кадырова прав за превышение скорости. Тогда руководитель республики демонстративно прокатился на лошади, отметив, что «кони не совсем выдерживают» его темп работы. «Лошадей, как вы знаете, я очень люблю. Да и в седле чувствую себя уверенно», - похвастался он тогда, не приняв во внимание то, что наличие собственных лошадей в новой России давно перестало быть показателем лихости, но стало составляющей гламура. Особенно, если идёт в паре с приглашением зарубежных звёзд, давно воспринимающих президента Чечни как своего личного банкира.
Пикантная подробность - официальная президентская зарплата Кадырова в месяц вполне сравнима с доходом менеджера среднего звена в иностранной компании - около 5 миллионов в год. Правда, злые языки утверждают, что в его карман залетает третья часть от федеральных субсидий, направляемых ежегодно в республику... но на то они и злые языки. Какая информация правдивей, можно постараться определить, рассмотрев хобби Рамзана.
Ещё в 2006 году он приобрёл жеребца по кличке Истеблишед Голд за 300 тысяч долларов. Как оказалось, это была довольно скромная покупка. Зато в дорогой «упаковке» - к 31-му дню рождения главы республики в Грозном в рекордные сроки и за немалые 300 миллионов рублей был построен ипподром, оборудованный по последним мировым стандартам.
С тех пор аппетиты Кадырова, на тот момент уже владевшего несколькими дорогостоящими непарнокопытными, начали расти. Так, в 2009 году он приобрёл за четыре миллиона долларов жеребца по кличке Джитано Эрнандо. В начале 2011 года Кадыров за ту же сумму купил Сладкого Утёнка, позже впавшего в немилость у властей США.
В списке самых успешных кадыровских скакунов, участвующих в международных соревнованиях - Бэнкэбл, Мурильен, Джитано Эрнандо, Свит Даки, Баритон, Истеблишед Голд, Эрджибас, Сторн Чипаза, Ройал Квайт, Гальтан, Дориан Краун, Хорезм, Бронз Кэннон и Михаил Глинка. Иногда они действительно выигрывают неплохие суммы, но вряд ли этот бизнес можно назвать очень прибыльным. Опять цифры: содержание одного элитного жеребца (по оценкам экспертов), с учётом необходимого рациона, условий содержания, работы тренера, конюха, обследования ветеринаром обходится в сумму от 50 до 100 тысяч рублей в месяц. Чем лошадей больше, тем затраты на каждую меньше. Если за основу взять то, что в конюшне чеченского президента содержится около ста жеребцов и на каждого из них уходит даже по 40 тысяч, то общий ежемесячный итог - минимум 4 миллиона рублей в месяц или 48 миллионов в год.
Также больших затрат требует участие в скачках. К примеру, если лошадь соревнуется в Лондоне, то расстояние, на которое её перевозят в трейлере - почти пять тысяч километров в одну сторону. В обе стороны дорога будет стоить владельцу приблизительно 8600 евро. Обязательный простой в карантине, кормление, оформление документов потребуют ещё около 2500 евро. Плюс - гонорар тренеру и конюху (если, конечно, они не узники какого-нибудь зиндана). Если везти лошадь на скачки в далекие США или в Австралию, неизбежна перевозка грузовым самолетом, и тут стоимость поездки увеличивается в разы. Ну-ка, ещё раз вспомним, какая у президента Чечни зарплата... притом, что сам Кадыров не раз заявлял о том, что все призовые со скачек идут в благотворительный Фонд имени его покойного отца.
Впрочем, лошади отнюдь не единственное дорогостоящее увлечение президента Кадырова. Например, в мае 2011 года в Грозном прошёл матч с участием Диего Марадоны, а чуть раньше сборная Бразилии образца 2002 сыграла со сборной Кадырова и выиграла у неё с боевым счётом 6:4. В интернете тогда ходили суммы гонораров, захватывающие воображение.
Или отмечание Дня города Грозного, который по счастливой «случайности» совпадает с днём рождения самого Рамзана. Там успели побывать многие звёзды: Хилари Суонк, Жан-Клод Ван Дамм, Стивен Сигал, скрипачка Ванесса Мэй... о наших вообще молчу.
Причём своё фе высказало не российское правительство, субсидирующее (за наш счёт) подобные траты, а международные правозащитные организации, которые пристыдили иностранных гостей Кадырова и потребовали отдать гонорар за поездку на благотворительность. Хилари Суонк требование выполнила и раскаялась в том, что участвовала в праздновании дня рождения «деспота». Зато Ван Дамм полез в бутылку и сказал, что ещё раз туда с удовольствием поедет... если заплатят. О квартире в элитном новострое Грозного, подаренной «нуждающемуся» Жерару Депардье, даже не хочу лишний раз поминать.
И последнее. Для большинства россиян ипподром и всё, что с ним связано - нечто абстрактное, виденное в «Кубанских казаках» или читанное у Дика Френсиса. Между тем, даже при советской власти это было сосредоточение криминала, место, где официально шла игра на деньги.
Девять лет я прожил в доме на Беговой у самого забора московского ипподрома. Как-то в ещё относительно благополучном 86-ом вышел рано утром выгулять собаку... и за домом в кустах обнаружил пять расстрелянных тел. Дело было в понедельник, а по воскресеньям на ипподроме традиционно самые интересные забеги, высокие призовые и самая большая игра на тотализаторе. Вопросы есть, откуда что взялось? Вот и у меня не возникло. Быстренько сделал анонимный звонок в милицию, чтобы потом по допросам не затаскали.
Я это к чему вспомнил - похоже, не зря Рамзан Кадыров увлёкся самой криминогенной спортивной забавой. Натуру-то не скроешь...
Леонид Черток