ОАО АНК «Башнефть» зарегистрировала в Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ) 100-процентную дочку ООО «Башнефть-Полюс». В случае победы «Башнефти» в конкурсе на разработку месторождений имени Романа Требса и Анатолия Титова, «Башнефть-Полюс» станет оператором по их освоению. Как сообщает пресс-служба «Башнефти», наличие зарегистрированной компании позволит в кратчайшие сроки приступить к реализации работ в рамках проекта.
Как сообщает Арктическое информационное агентство ARCTICWAY.RU, сомнений в том, что «Башнефть» получит лицензии на крупнейшие месторождения НАО, ни у кого не возникает. Глава Роснедр Анатолий Ледовских поспешил заверить общественность, что предложения компании по месторождениям Требса и Титова полностью соответствуют условиям торгов. А руководитель министр природных ресурсов Юрий Трутнев публично заявил, что «Башнефть» получит эту лицензию.
Однако предстоящая разработка месторождений ставит перед башкирским нефтегигантом ряд серьезных проблем. По условиям лицензии победитель конкурса должен обеспечить переработку на собственных мощностях не менее 42% добытой нефти с Требса и Титова, а также реализовать не менее 15% углеводородного сырья на российской товарно-сырьевой бирже. Ходят слухи, что эти жесткие требования выставил лично вице-премьер Игорь Сечин.
Чтобы обеспечить такой объем переработки, «Башнефти» нужно либо строить новый перерабатывающий завод на Севере, либо транспортировать нефть на свои НПЗ в Башкирию, либо пользоваться чужими мощностями. Но все эти варианты серьезно подрывают экономику проекта.
По информации, просочившейся в СМИ, «Башнефть» будет пытаться обойти условия конкурса и предложить Роснедрам «разменную монету». Схема предельно проста: вся нефть с Требса и Титова пойдет на экспорт через Варандейский терминал «ЛУКОЙЛа», а требуемые 42% «Башнефть» компенсирует переработкой сырья с месторождений, географически близких к башкирским НПЗ.
Такой вариант очень выгоден «ЛУКОЙЛу». Сейчас мощности Варандея - 12 млн т в год - загружены только на две трети. Возможный договор с «Башнефтью» позволит компании значительно быстрее окупить вложения в Южное Хыльчую. Чтобы начать пользоваться Варандейским терминалом, «Башнефти» достаточно будет провести до него трубу или сделать врезку в ближайший промысловый нефтепровод. Хотя обе компании отрицают факт ведения переговоров, очевидно, что все необходимые просчеты уже сделаны, осталось лишь дождаться ответа Роснедр.
Еще одна проблема, которую предстоит решать «Башнефти», это завершение строительства трассы Нарьян-Мар - Усинск. Губернатор НАО Игорь Федоров еще до начала конкурса давал понять нефтяным компаниям, что это стройка должна стать главным социальным «довеском» к лицензии. Достроить осталось 80 км, требуемый объем инвестиций - около 6,5 млрд руб. Эксперты называют цифру вполне реальной, отмечая, что в Сибири стоимость 1 км дороги достигает 500 млн руб.
Упираться «Башнефть», скорей всего, не будет, проект по освоению месторождений достаточно сложный, и наживать потенциального врага в виде администрации региона нефтяная компания явно не собирается. Впрочем, возможно, что дорога будет строиться вскладчину, на основании частно-государственного партнерства. Сейчас стороны сели за стол переговоров. До подведения итогов конкурса осталось меньше недели.
Месторождения Требса и Титова считаются одними из наиболее перспективных в Тимано-Печорской провинции. Запасы месторождения имени Требса оцениваются в 78,9 млн т нефти по категории С1, месторождения имени Титова - 63,4 млн т нефти по категории С1. На сегодняшний день "Башнефть" является единственным претендентом на разработку месторождений. Межведомственная комиссия 27 сентября 2010 г допустила к конкурсу только "Сургутнефтегаз" и "Башнефть", отказав в участии ЛУКОЙЛу, ТНК-ВР, "Газпром нефти" и "Норд Империалу" ("дочка" индийской ONGC). Впоследствии "Сургутнефтегаз" не перечислил задаток и не предоставил проект разработки месторождений. Итоги конкурса планируется подвести 2 декабря 2010 г.