«Если в ливийской посудной лавке, куда нас привели Саркози и Кэмерон с Обамой за спиной, побьется посуда, "еврочерепки" будут нашими», - паникуют европейские журналисты.
19 марта в 17:45 французская авиация открыла огонь по военному автомобилю сил Каддафи. Это было первое столкновение между ливийской армией и коалицией всего через пару часов после того, как президент Николя Саркози сказал, что «Каддафи еще может избежать худшего». Однако английский премьер Кэмерон не скрывает, что главной живой целью для них является именно полковник Каддафи. Странно, если было бы по-другому, победить любую диктатуру проще всего уничтожив диктатора. По крайней мере, крови будет меньше.
Вот только почему-то слабо верится, что операция «по принуждению не расстреливать собственный народ» закончится одними точечными ударами с воздуха. В первую очередь, потому, что это, как минимуму, бесчеловечно по отношению к противнику. Если говорится - «пуля-дура», то в сравнении с ней любая, самая высокоточная крылатая ракета - полная идиотка. Ибо нет-нет, да залетит не туда, накроет какую-нибудь мирную свадьбу, как уже было в Афганистане. Ну, а если сама не накроет, то, можете не сомневаться, под неё своих мирных граждан подставит сам полковник Каддафи. Мы это видим на примере Сектора Газа, где бородатые убийцы из ХАМАСа прячутся за спинами своих женщин и детей, а потом на весь мир вопят о «преступлениях израильской военщины».
Но почему именно Ливия? Во-первых, в Тунисе и Египте такое развитие событий и представить было невозможно. Не в последнюю очередь потому, что государства те, хоть и исламские, но светскоориентированные. Плюс особенности национальной экономики, добрую долю ВВП составлял международный туризм. Ливия же закрыта на тугую молнию, из неё только нефть с газом поступает. А кто добывает, иностранные гастарбайтеры, собственные свободные специалисты или узники местного ливийского ГУЛАГа - ещё пойди пойми...
Но ведь сегодня, спросите вы, и в Йемене, и в Бахрейне происходит примерно то же самое, а их не трогают? Ну, это только пока. К тому же попробуйте сходу назвать имена йеменских и бахрейновских диктаторов. Вот и у меня не выходит. Зато с полковником Каддафи знаком практически с детства, его ещё советский агитпроп последними словами поносил за религиозное мракобесие. И, надо признать, правильно делал. С чего бы террористам Каддафи взрывать тот несчастный самолёт над Локерби вместе с женщинами, стариками и детьми? Одна была причина - торжество зелёного знамени радикального ислама над «христиано-иудейским миром». Разве одно это не достойно самой высшей меры социальной защиты (в терминологии советских прокуроров)?
Но это же понял и полковник. Понял, что до него доберутся, понял, что жить во внешней изоляции не так красиво, как на нефтедоллары скупать футбольные клубы. Вот и прикинулся мирной овечкой (точнее, напуганным шакалом). А западный мир сделал вид, что поверил в перерождение. Ох, и опасные это игры! Был у меня когда-то друг среднеазиатского происхождения, любивший шутить на застольях по поводу врождённого восточного коварства. В начале 90-х замутили мы с ним общее дело, и я не успел оглянуться, как чуть было не остался на бобах (от полного банкротства спасла врождённая еврейская подозрительность). Хорошо, что без человеческих жертв обошлось, всё-таки это было телевидение, а не нефтедобыча...
Сегодня основные бои за режим Каддафи развернулись в информационном пространстве. Вот лишь несколько тезисов, которыми козыряют защитники социалистической джамахирии:
ВВП на душу населения - 14 192
$.
На каждого члена семьи государство выплачивает в год 1 000 $ дотаций.
Пособие по безработице - 730 $.
Зарплата медсестры - 1 000 $.
За каждого новорожденного выплачивается 7 000 $.
Новобрачным дарится 64 000 $ на покупку квартиры.
На открытие личного бизнеса единовременная материальная помощь - 20 000 $... и
так далее по списку.
Ну, что остаётся делать тем же россиянам? Только облизнуться и восславить политику мудрого распределения народных богатств. Однако непонятно, против чего тогда взбунтовалась, как минимум, половина ливийцев, неужели против подобной халявы? Кто-нибудь знает, как в Ливии обстояло дело с инакомыслием и арестами диссидентов? Я, например, читал, что там по ночам «воронки» забирали граждан за анекдоты не хуже, чем у нас в 37-ом.
Вы только представьте, как должна была достать внутренняя политика Каддафи, население встало с автоматами против танков. Хочу напомнить, весной 68-го протестовать против ввода советских войск в Чехословакию вышло на Красную площадь с десяток интеллигентов, а в августе 91-го пришли защищать нарождающуюся российскую демократию к Белому дому лишь несколько тысяч «зажравшихся москвичей». В нашей стране тогда проживало около 300 миллионов, в Ливии - всего 6.5 млн. Попробуйте сопоставить эти цифры и задуматься...
Уже где-то прочитал, что оппозиционная молодёжь Ливии поголовно обкурена и на «колёсах», которые ей услужливо поставляют с Запада. Действительно, в странах, где алкоголь запрёщен религией, лёгкие наркотики ходят наравне с обычными сигаретами, в Коране о марихуане нет ни слова. Но это ж надо так обдолбаться, чтобы с мачете полезть на регулярную армию?! Нет, здесь, видимо, другой транквилизатор гнева.
Ещё попробуйте представить себе, что было, если бы спецназ Каддафи вошёл в Бенгази, а западная коалиция продолжала вздыхать и вести консультации. Лично я не сомневаюсь - этот упырь в тёмных очках способен устроить самую кровавую баню современности, утверждаясь в своём величии и неприкосновенности. Тогда чего стоили бы все разговоры про то, что «Земля - наш общий дом»? От такого соседства впору переезжать, да некуда...
И не надо всё валить на кровожадный, охочий до нефти Запад. Действительно, он и у меня восторгов не вызывает - невнятный в своей нерешительности Обама, мелкий, но драчливый Саркози, представляющий собой полное собрание мужских комплексов, и пр. Однако ничего не было, если бы Лига арабских государств не поддержала военную операцию. И их Муамар достал, он их позорит, при этом не входя ни в какие союзы и договорённости. Другое дело, что популярность полковника растёт с каждым днём. Соответственно, надо с ним кончать как можно быстрее, «левые» поворчат и забудут.
Несколько слов о позиции России. Уже хорошо, что наша страна не стала центром, вокруг которого в данном конфликте собираются все международные маргиналы, типа Ким Чен Ира или Чавеса. Да, мы воздержались, но одновременно сняли своего посла, игравшего совсем не в те ворота. Теперь бы ещё объявить ХАМАС преступной организацией - совсем цены нам не будет.
А вообще, есть ли игра? Да, и ещё какая! Из Кремля просачиваются сведения, что президент Медведев был готов поддержать резолюцию о начале операции, да возникли непонятки с собственным МИДом. С чего вдруг такая утечка? А с того, что на следующий день премьер Путин называет происходящее в Ливии «убожеством» и «крестовым походом». Делает он это, замечу, в цехах военного завода, где детали боевых ракета доводят до ума... рашпилем (из репортажа «Ъ»).
Возможно, это рецидив корпоративной этики - полковник полковнику глаз не выклюет. Однако упоминание «крестового похода» настолько некорректно по отношению к христианскому западу, что вряд ли случайно вылетело из уст опытного офицера спецслужб. Очередное сравнение с Югославией конца 90-х - ладно, мы привыкшие. Хотя и там всё далеко неоднозначно. Операторы с «Останкино», побывавшие там в командировке, вполне православные себе ребята, в ужасе рассказывали, как снимали в Сребреннице тела тысяч боснийских подростков с перерезанным горлами, и как потом сербские спецслужбы отнимали у них отснятые кассеты. Многие по возвращению отошли от церкви и вряд ли вернутся...
Ну да ладно, дела давно минувших дней. А вот насущное, Дмитрий Медведев в тот же день даёт публичную отповедь второму участнику тандема, и это транслируется по всем федеральным телеканалам. И что за этим? Например, такой вариант развития событий. Через пару месяцев президент увольняет премьера «за нарушение служебной этики». Оба они с лёгким сердцем идут на выборы, где гарантированно побеждает Путин. Медведеву достаётся утешительный приз в виде ГАЗПРОМа, а мир удивлённо ахает - надо же, в России демократия, там действующий президент выборы проиграл...
Видите, как, оказывается, близка нам Ливия. Ну а ей самой чего ждать? Да ничего хорошего. По той простой причине, что сами арабы другого правления, кроме авторитарного, для себя не приемлют, да и не заслужили. Эта же бедуинская страна, скорее всего, развалится на несколько частей под разным влиянием извне, что когда-то произошло с уже упомянутой СФРЮ. И хрен с ним, главное, чтобы жертв было поменьше.
Но разве не для этого сегодня летят самолёты и плывут корабли?
Леонид Черток