В своей статье, опубликованной в «Известиях» Путин прямо заявляет, что такая точка зрения - наивна. «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом», - пишет он.
Кстати, планы создания Евразийского союза премьер озвучил ещё в июле в рамках Делового форума Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Он выразил надежду, что декларация о его образовании будет подписана уже в 2012 году, а работу этот амбициозный интеграционный проект начнет еще через год - в 2013-м. Но тогда все восприняли эти слова, как некую протокольную маниловщину, главная задача которой напомнить партнёрам о российском старшинстве в любом из союзов. Другое дело сейчас, когда стало известно имя следующего президента.
По замыслу Путина, Евразийский союз - это должен быть следующий, более высокий уровень интеграции, которая уже происходит в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Белоруссией и Казахстаном. ЕЭП «стартует» 1 января 2012 года и создает колоссальный рынок с более чем 165 миллионами потребителей (всего в 27 странах Европейского союза живут около 500 миллионов человек).
Именно с представления проекта ЕЭП Путин начал статью, назвав его «без преувеличения исторической вехой не только для трех наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве».
Премьер пишет, что граждане Единого экономического пространства, в котором будут сняты миграционные, пограничные и прочие барьеры, смогут без всяких ограничений выбирать, где жить, получать образование и работать (не зря выделяю именно этот момент, запомните его). Бизнесмены также получат право свободно выбирать, в какой стране вести дела - в России, Белоруссии или Казахстане.
Касаясь предыдущей модели сотрудничества, призванной сберечь производственные, экономические и другие связи бывших стран СССР - Союза Независимых Государств - премьер отметил, что можно по-разному оценивать эффективность СНГ, бесконечно рассуждать о его внутренних проблемах, о нереализованных ожиданиях. Но, по его словам, трудно спорить с тем, что Содружество остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед нашим регионом, и приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам.
В период мирового финансового кризиса, заставившего государства искать новые ресурсы для экономического роста, интеграционные процессы получили дополнительный импульс. И внимание было сконцентрировано, прежде всего, «на развитии торговых и производственных связей» (очередная «выжимка» из Путина) .
По словам премьера, речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры.
Как оказалось, «именно такая задача ставилась при создании в 2000 году ЕврАзЭС», и «в конечном счете, именно логика тесного, взаимовыгодного сотрудничества, понимание общности стратегических национальных интересов привели Россию, Белоруссию и Казахстан к формированию Таможенного союза». Просто тогда было не время строить подобные далеко идущие планы, ведь Россия ещё «не встала с колен» (это я уже от себя).
Теперь подробнее остановимся на выделенных выше словах о том, что граждане РФ, Белоруссии и Казахстана смогут свободно выбирать, где жить, учиться и работать
ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях - в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем - и на единой визовой и миграционной политике. «То есть творчески применить опыт Шенгенских соглашений, ставших благом не только для самих европейцев, но и для всех, кто приезжает работать, учиться или отдыхать в страны ЕС», - обещает Путин.
Он также подчеркнул, что «для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых, трудовых квот будет означать возможность без всяких ограничений выбирать, где жить, получать образование, трудиться». «Кстати, в СССР - с его институтом прописки - подобной свободы не было», - с хитринкой заметил Владимир Владимирович. И действительно, не то бы Москва набрала свои сегодняшние миллионы народонаселения ещё к Московской Олимпиаде...
Широкие возможности, по слова следующего российского президента, откроются и для бизнеса. «Сейчас все мы переходим на современные техрегламенты, и согласованная политика позволит нам избежать технологических разрывов, тривиальной несовместимости продукции. Более того, каждая из компаний наших стран в любом государстве - члене ЕЭП фактически будет пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам». То есть, планируется ввести единые формы ГОСТа, как было при СССР. Что, впрочем, не помешала двадцать лет назад рухнуть тому Союзу как карточному домику.
Исходя из таких перспектив, логично предположить, что между странами - членами ЕЭП развернется настоящая «конкуренция юрисдикций», борьба за предпринимателей, что уже является кардинальным отличием от социалистической модели. «Ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать - в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата", - поясняет Путин. «Для нас очень важно, чтобы общественность наших стран, предприниматели воспринимали интеграционный проект не как верхушечные бюрократические игры, а как абсолютно живой организм, хорошую возможность для реализации инициатив и достижения успеха».
Если первая часть предлагаемого текста была настоящим елеем на души тех, кто ностальгирует по временам Союза нерушимого, то концовка упала кусочком медового пряника на тарелку либералов. По новому плану Путина, одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана, сообщает премьер в своей статье. Но и это не предел. «Мы ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции - к Евразийскому союзу», - продолжает он. А дальше прямым курсом в Европу, во как!
«Евразийский союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами», - пишет собиратель земель Путин.
При этом он отмечает, что некоторые соседи РФ объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору.«Считаю, что это ложная развилка. Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов». Недоумённое молчание или шквал оваций - это уж на ваш выбор...
Так что это было? На мой взгляд, Путин осознает, что для успешного своего правления в течение хотя бы одного шестилетнего срока ему необходима глобальная идея, которая хоть как-то скрасит ожидаемые провалы в экономики и, как следствие, в социальной политике. Учитывая общее настроение основной массы народонаселения, не только скучающего о «братской семье народов», но и допускающего при этом мягкие формы национализма (извечный российский бардак в умах), Путин предлагает модернизированную теорию «евразийства», выведенную ещё Львом Гумилевым, и ныне воспетую политологом Дугиным.
Лев Гумилёв утверждал наличие суперэтнической целостности народов евразийского пространства. По его словам их объединяет взаимная комплиментарность, то есть взаимодополнение культур, существующая, несмотря на кое-какие различия в их быте и поведении. На основе исторических и биосферных предпосылок у наших народов сложились общее мировоззрение, общности идеалов в обустройстве социальной жизни, особое и неповторимое единство в чувстве духовности. Из этого вытекает их естественная тяга к политической интеграции и к созданию крупных государственных образований повторяющие естественные рамки евразийского пространства.
Красиво? А иначе носитель столь известной фамилии, потомок двух великих поэтов, и не мог выражаться. Только сказано было много десятилетий тому назад, и прикладное значение этой теории сегодня мне не очень понятно.
Вижу сказанное в другом ракурсе. Путин, не убиравший руки с пульса страны все четыре года медведевского президентства, пришёл-таки к выводу, что разговоры о модернизации и всяких там нанотехнологиях остаются лишь разговорами без ключевых изменений в самой государственной системе - переход от выдуманной суверенной демократии к реальной, десятки раз опробованной либеральной. Уточню, не той, что была в 90-е (хотя лично по мне и та была лучше нынешней), а с учётом ошибок, новых возможностей и сегодняшними ценами на нефть. Тогда, может быть, мы тоже начнём что-то делать руками, а не просто выкачивать недра.
Но в том-то и проблема, что Владимиру Владимировичу, судя по всему, данная система нравится, ну, или удобна. Поэтому он предлагает вариант глобального посредничества между Евросоюзом и АТР, где он в лице России становится во главе саттелитов. За что ожидает почёта и уважения, хотя бы, от Китая за лоббистику на европейских рынках дешёвых поддельных товаров «жёлтой» сборки. Плюс выгодная связка с богатым полезными ископаемыми Казахстаном, будет попроще играть с ценами на мировом нефтяном рынке.
Но всё это хорошо в теории, тем более, с экономической точки зрения. А с политической? Как я понимаю, подобная система предполагает надгосударственную надстройку, на вершине которой будет стоять трон Путина. Нет, не Союз, но почти империя. И как к этому отнесутся Лукашенко с Назарбаевым, если у них самих авторитарные амбиции через край хлещут?
Где-то прочитал сравнения Путина с Брежневым. Мол, бровастый генсек тоже начинал лихо, почти догнал Америку, но потом забронзовел и впал в безнадёжный застой. Тоже думал над этим, Леонида Ильича тогда перепугала «Пражская весна», и он закрутил либеральные гайки. Владимир Владимирович сам испугает, кого хочешь. К тому же сегодня другие политические традиции, в случае полного облома он всегда может уйти в добровольную отставку и на этом заработать дополнительные очки. О том, кто придёт на его место в такой ситуации, не хочется даже думать...
Как там поёт Шевчук: «Что же будет с Родиной и с нами»?..
Леонид Черток