Вот свежий пример. В отношении адвоката Дагира
Хасавова 23 мая было возбуждено уголовное дело. Однако известно об этом стало
известно только в пятницу 25-го, т.к. следствие имело основания не придавать
огласке факт возбуждения уголовного дела в отношении Хасавова в связи с его
высказываниями о необходимости «возрождения шариатских судов».
Дагир Хасавов «прославился» своим заявлением, сделанным в интервью телеканалу
РЕН-ТВ 24 апреля. В частности, он сказал, что если в России не легализуют суды
шариата и не дадут мусульманам возможности жить в соответствии со своими
обычаями, то Москву «зальют кровью». Прокурорская проверка установила, что
заявления Хасавова направлены на возбуждение ненависти и вражды и могут
считаться призывами к экстремистской деятельности, и возбудила дело по части 1
статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение
человеческого достоинства). Санкция статьи предусматривает наказание в виде
лишения свободы на срок до двух лет.
Для начала даю определение из Википедии, что представляет из себя такой суд:
ШАРИАТСКИЙ СУД - орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади (мусульманский судья). Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом (мусульманское законотворчество), прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел. На протяжении веков Ш.с. были основным институтом, применявшим мусульманское право. До XIX в. они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. В настоящее время в ряде из них (напр., в Египте, Тунисе, Ливии) ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные Ш.с.
Ну, а если простым языком? Тогда вспомните кадры, гуляющие по Ю-тубу, на которых людей забивают камнями или отрезают носы женщинам. За что, за каннибализм или массовое убийство детей? Нет, только лишь за супружескую измену. Которая могла и не содержать полноценный коитус, а всего лишь невинный петтинг. У нас в уголовном законодательстве и статьи-то такой нет, разве что общественное порицание (с молчаливым пониманием и изрядной долей зависти), а на Востоке за это без лишних разговоров секир-башка, во как!
А если без этих кровавых ужасов? Пожалуйста - законы шариата не позволяют женщине появляться на людях с непокрытой головой, не взирая на температурный режим и веяние моды, она так же не имеет право первой заговорить с мужчиной или подать на развод. Мужчине же достаточно просто выйти на улицу и три раза громко сказать: «Ты свободна!». И всё, бегом на блядки без всяких бюрократическо-правовых формальностей, тогда как «свободной женщине» по тем же «этическим нормам» остаётся только закутаться с головы до ног в драпировочную ткань и доживать свой короткий бабий век без тепла и ласки.
Если же дать общее определение, то западное законодательство построено на принципе «всё, что не запрещено - разрешено». В шариатском расписаны все тонкости, что можно, а что нельзя (нельзя кратно больше), там нет полутонов и двояких трактовок. Адвокаты, как я понимаю, в шариатском суде тоже не предполагаются, иначе это будет не судебный процесс, а бесконечный теософский спор.
Ещё Коран строго-настрого запрещает мусульманам ростовщичество, читай - кредиты. Соответственно, любая банковская деятельность не для них. Но как жить? Да очень просто - объявить данную морально-нравственную норму устаревшей и не отвечающей духу времени. В итоге все сведётся к ограничению прав женщин, многожёнству и палочным наказаниям, как это было уже в Чечне при президенте Масхадове. Помните, 15 лет назад мы уже с омерзением смотрели на эти дикие нравы по телевизору. Кто-то хочет увидеть их воочию?
Вполне возможно, что подобные акты шариатского суда будут приводиться в исполнение за плотно закрытыми дверями. Но разве приятно жить в родном городе где-нибудь в средней полосе России, зная, что за стеной творится беспредел (по нашим, европейским нормам), охраняемый и освящённый шариатским законодательство?
Кстати, у каждого уважающего себя шариатского суда есть своя шариатская гвардия. Которая и приводит в исполнение приговоры, в том числе телесные наказания, а так же смертную казнь. Можно представить, что за головорезы эти гвардейцы. Если шариатские суды получат на территории России официальный статус, нетрудно догадаться, куда вольются кавказские ОПГ. Ещё и официальные удостоверения получат вместе с «мигалками»...
Напугал? Теперь вернёмся к новоявленной звезде чеченской юриспруденции, в данный момент скрывающейся где-то на Западе.
В своих многочисленных в последние время интервью Дагир Хасавов упирает на то, что его не так поняли, подставили, вырвали фразу из контекста и т.д. Я внимательно отсмотрел скандальный сюжет, и никакой монтажной склейки именно в том куске не заметил. Ну да ладно, сейчас больше интересуют оправдания адвоката, его доводы...
- Сначала состоялся разговор, журналист вывел меня из себя, и прозвучали эти его слова: "Вот, мол, Вы не хотите интегрироваться...". Разговор начался еще в коридоре. "Вот вы, мусульмане, не хотите..." - он постоянно делал акцент на разделении на мусульман и остальных. Мы шли ко мне в кабинет. Я все время говорил об инкорпорировании, а они говорили: "Вы хотите жить параллельно". Я еще ему сказал: "Неужели Вы не знаете другого слова, кроме "параллельно"?". Я ему еще, помню, назвал срок, что надо бы года три, чтобы подготовить всю базу юридическую, посоветоваться с религиозными мусульманскими алимами, учеными, юристами.
Тот, кто следит за документальной публицистикой телеканала, знает, что Валентин Трушнин (именно этот журналист работал в качестве интервьюера) профессионал, и не будет лишний раз подставлять ни себя, ни свою компанию. Но, если тебе в объектив человек с перекошенным от злобы лицом начинает грозить «потоками крови», выдать такое в эфир святое для любого телевизионщика дело. Тем более камера стояла статично, на штативе, а не где-то на полу под столом. И уж такой опытный человек, как адвокат, мог предположить, что его пишут, и следить за «помелом» (своим языком). В противном же случае приходиться отвечать за «гнилой базар» (неосторожно, сгоряча брошенные слова).
Президент Чечни Рамзан Кадыров поспешил осудить слова Хасавова, намекнув, что это был чей-то заказ. Вот в этом-то я, как раз, и сомневаюсь. Скорее всего, чеченский адвокат в запале высказал то, что в голове у многих его кавказских соплеменников...
Ни для кого не секрет в Архангельской медицинской академии (СГМУ) учатся студенты практически из всех регионов бывшего СССР, с некоторыми из них мы довольно плотно общаемся. И давно обратили внимание на такое обстоятельство - православные осетины чаще и охотнее общаются с мусульманами-азербайджанцами, чем с русскими однокурсниками. Ничего не могу сказать, врач - профессия особая, для неё не существует границ и противоречий в религиях, все студенты-медики прекрасные и интеллигентные ребята. Но тенденция всё равно прослеживается, кавказская молодёжь больше тянется к своим, как к более близким и понятным по обычаям, бытовым укладам и нормам поведения.
К примеру, один из самых обсуждаемых на «одноклассниках» роликов - танец невесты на осетинской свадьбе. Ничего на наш взгляд особенного, нечто банальное с элементами рок-н-рола, юбка выше колен не поднимается. Однако посетители сайта с кавказскими фамилиями, причём обеих полов, строго разделились на тех, кто осуждает подобный «разврат», и тех, кто считает, что это был розыгрыш переодетой в фату подружки новобрачной. И почти нет никого, кто одобрил бы подобную вольность, вполне невинную в наших представлениях о приличии.
Обратили внимание, что в вопросах московского журналиста чеченского адвоката больше всего разозлил тезис о «параллельных мирах»? А разве нет, если приезжим и принявшим (или всегда имевшим) российское гражданство не хватает Конституции и светского законодательства, им какое-то своё подавай? Даже в самый светлый православный праздник Пасхи во время Крестного хода рядом с главным храмом страны Христа Спасителя не перекрывается дорожное движение (хотя не такая это и напасть в 12 часов ночи). Когда как на мусульманский Рамазан или Курбан-Байрам среди бела дня весь центр столицы встаёт из-за сотен тысяч мужских задов, поднятых к небу.
Говорите - надо уважать чувства верующих? Нет проблем. Если кому-то так необходимо два раза в год побыть в кругу своих, почему бы на эти дни не съездить куда-нибудь в Махачкалу, Дербент, Казань или Нальчик? И нам нервы сэкономят, и их уши не будут раздражать весёлые песни подвыпивших «неверных».
Я вспоминаю, как чувствовали себя ребята из мусульманских республик, попавшие в Советскую Армию. Особенно те, кто не из больших городов и университетских центров, а из кишлаков и аулов. Коронным блюдом на солдатском столе Кантемировки была свинина. Причём самая жирная её часть, постная, как я подозреваю, попадала на столы и в холодильники высшего комсостава, а то и прямо на колхозный рынок. Коран же, как известно, запрещает потреблять хрюшку в любом виде, без всяких скидок и оговорок. Тут, хочешь - не хочешь, вегетарианцем на два года станешь. Так вот, не становились, через неделю рубали так, что за ушами трещала. А вера? Вера под подушкой лежала вместе с чётками...
Или ещё пример из недавнего прошлого. В конце 90-х приехал я по делам бизнеса во Владимир. Среди местной братвы, с кем пришлось контактировать, был представитель чеченской диаспоры. Сели откушать. Хасан (назовём его так) два тоста мужественно пропустил, захлёбываясь слюной, а на третий не выдержал и потянулся с рюмкой к раздающему:
- Только брату Магомету не говорите, что я пил, лады?
- Конечно, дорогой, мы же тебе не рассказали, как твой Магомет салом закусывал...
Я это к тому, что мир состоит из полутонов и условностей, соблюдать которые с ума сойдёшь. В итоге же окажется, что шариатские суды нужны не столько для соблюдения норм ислама, но чтобы противопоставить себя коренному населению, проще говоря, настоять на своём. Действительно, мы живём в параллельных мирах, и с этим ничего не поделаешь. Но если татары с башкирами, веками живя среди нас, приспособились справлять свои культовые обряды, никого не раздражая и не напрягая, то выходцы с Кавказа, похоже, нас пытаются переделать под себя.
Не знаю, как кто, а я не согласен.
Леонид Черток