Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Дань кино. «Ленфильм» тревоги нашей

Такой же бардак и с названием. Во времена всего ленинского с языка не сходили «Питер», «Петербург», пусть крохотное, но всё же сопротивление советскому режиму. Сейчас столицу царей даже во внутренних диалогах чаще именую Ленинградом. И то, разве бывает в природе «Санкт-Петербургская блокада»?

А вот люди из города на Неве - другое дело. Не те, кто когда-то переехал из питерской мэрии на ПМЖ в Кремль, это отдельная история. И не бывшие москвичи, добровольно ставшие ленинградцами - Олег Басилашвили, Костя Кинчев, Дуня Смирнова - на мой взгляд, все они депрессушники, кто скрытый, кто явный. Я говорю о коренных, тех, кто из коммунальных коридоров длиной в километр, таких в Москве не найдёшь. Тех, кто старшие классы школы провёл в ленинградских пивных, где каждый активно похмеляющийся или Черкасов, или Краско, или Рейн, или Довлатов. Тех, кто был когда-то сторожем на сотню рублей или кочегаром на девяносто, а в свободное от службы время писал песни или картины. Тех, кто из Ленинградского рок-клуба. Тех... ну, в общем, вы поняли.

А ещё у того города есть своя киностудия, «Ленфильмом» обзывается. Вторая, между прочим, в стране по объёму и качеству выдаваемой продукции. Хотя по качеству, может быть, и первая, всё зависит от критерия подсчёта. В самые тухлые застойные времена на одного московского «режиссёра не для всех» Тарковского Ленинград мог ответить Германом-старшим, Сокуровым и Лопушанским. Того уж нет давно, а эти трое с нами, да ещё размножились (Герман-младший). Да и что касается блокбастеров, «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», как вам? Кстати, супер-мага-легендарное «Белое солнце пустыни», хоть и вышло в силу разных обстоятельств под мосфильмовским брендом, плоть от плоти ленинградское, от режиссёра-постановщика до последней путаны из гарема Абдуллы. Так-то...

Бывал на Ленфильме два раза. Первый - в 1982-ом году, когда на «Вокзале для двоих» что-то операторское сломали и у коллег клянчили. Впечатления? Нормальное такое советское учреждение, как Госплан, Мосфильм или Большой театр, в буфете пива - залейся. Второй раз - в 2000-ом, заезжал к своему приятелю Сашке Баширову, там его «Дебошир-фильм» пару комнат арендовал. Впечатления? Как будто вернулся на Мосфильм 90-х - отваливающаяся штукатурка, забитые безработным киношным людом курилки, пустые бутылки из-под водяры, амбре из сортирного духа и аромата прогорклых щей из столовки. А ведь в это время старший московский брат Ленфильма уже поднял голову, процесс пошёл, евроремонт сделали не только в творческих буфетах, но и в монтажном цеху. Правда, Путин на тот момент только первую инаугурацию прошёл. Оставалось набраться терпения и немного подождать...

С того момента прошло 12 лет. И что? «Я убедился, что она (киностудия) живёт. Правильнее, конечно, будет сказать - выживает, но в 90-х мы видели в стране вещи похуже. Хотя, разумеется. «Ленфильм» надо поддержать, и это будет сделано». Это изрёк не кто-нибудь, а сам Иван Демидов, бывший телеосветитель и рулевой «Музобоза», а ныне заместитель министра культуры, брошенный своим шефом Мединским «на кино». Ну, к этому блондинчику мы ещё вернёмся...

Так что с Ленфильмом? В конце минувшей неделе там прошло совещание на тему «так жить нельзя, а как можно?». С первой частью тезиса все согласились, а со второй случилось разногласие. В итоге производственно-творческий междусобойчик покинули, громко хлопнув дверями, опора и слава питерского синематографа - Сокуров, Лопушанский, братья Светозаровы и Андрей Сигле, уникум, умещающийся сразу в двух бесконечно далёких друг от друга ипостасях - кинопродюсер и композитор. Почему не ушли Германы и Балабанов? А их просто не пригласили. То ли забыли, то ли не рискнули, то ли побрезговали...

Из-за чего весь сыр-бор? Наконец-то власть решила обратить внимание на родную для Путина-Медведева киностудию. Об этом давно просил Сокуров, самый международно-титулованный из всех вышедших вон. Последний раз он нажал прошлой осенью, сразу после получения венецианского «Золотого льва» за своего «Фауста». Тогдашний премьер позвонил поздравить - «я ведь не только хоккеем-биланом горжусь-привечаю, хочешь шубу с царского плеча?». Триумфатор понял - или сейчас или никогда - и напросился на аудиенцию.

На что жаловался Сокуров Путину? Объясню так, как я это понимаю. Государство наше, увлечённое футболом-хоккеем-Евровидением, понимает, что кинематограф тоже может приносить державе славу в виде «Оскаров», «Пальмовых ветвей», «Золотых львов» и «Серебряных медведей». Понимать понимает, но денег ей на это жалко - спасу нет. Соответственно, в груди у власти растёт возмущение - почему опять она что-то должна, если в цивилизованном мире кино - это бизнес? А, если бизнес, значит, им должны занимать соответствующие люди, финансово для этого подкованные. Выбор пал на олигарха Евтушенко (АФК «Система»), которому после исхода Лужкова в Австрийские Альпы делать в столице родины стало особо нечего. Сам вызвался или нагнули, сие нам неведомо, да и не важно.

Про Евтушенко этого известно, что он достаточно жёсткий и прагматичный предприниматель. При этом имеет некую склонность к прекрасному, его корпорацию входит киностудия «РВС», которой руководит потомственный ленфильмовец Дмитрий Месхиев (папа - известный кинооператор, автор меткого определения «операторское искусство - это живопись на больших скоростях», мама - менее известный режиссёр). Ну, и сам Димон вполне киношный браток, очень люблю его раннее «Над тёмную водой», да и недавние «Свои» ничего себе.

Но тут кроется одна закавыка. Когда-то Общественный совет Ленфильма, куда входят исключительно производственники и творческие люди, весьма плодотворно сотрудничал с питерской мэрией, вместе с ней искал выход из плачевной ситуации. Но потом резко перестал. Как раз в тот момент, когда губернатор Матвиенко переместилась в Сенат, и пост главы городского комитета по культуре занял всё тот же Месхиев Д.Д.

Парадокс, скажите вы, режиссёрам бы радоваться, что свой на культуру пришёл, а они...? А они всё правильно делают. Как мне объяснили в питерских киношных кругах, мечта у Месхиева-младшего стать ленинградским мини-Михалковым. То есть самому распределять, запускать и закрывать, не забывая, в первую очередь, о себе, красавчике. А что, я его понимаю, сам бы не отказался. Да кто даст?..

Теперь рассмотрим техническую часть, она же экономико-финансовая. В ней предполагалось для подъёма Ленфильма с колен выделить 3 миллиарда рублей, причём это будут кредиты, полученные у коммерческих банков под залог недвижимости студии в центре Питера. В том случае, если залог окажется недостаточным, то киностудию можно будет разделить на несколько малых предприятий и получить кредит под каждое из них по отдельности. В принципе похожую схему предлагала и АФК «Система», обещая выделить от своих щедрот 10-15 миллионов долларов. Ну, чем кончаются подобные игры хорошо известно. Довольно быстро Ленфильм начнут банкротить по частям, пока он не превратиться в нечто офисное, салонное или развлекательно-коммерческое. А произойдёт это непременно, ибо российское кино, а ленинградское, тем более, прибыли не приносит, и приносить вряд ли будет. Мы сильны авторским кинематографом, планово-убыточным во всём мире. По-моему это давно и всем понятно.

Есть и другой план спасения студии, более приемлемый для творческого коллектива. Студия переносится за город, где возводятся модульные павильоны и производственные корпуса, а старое здание используется в иных коммерческих целях. За счёт доходов от этой коммерции и будет жить ленинградское кино. Не знаю, как тут с экономикой, я не считал, могут и кинуть...

Есть и третий вариант. Но о нём в самом конце материала...

А пока вернёмся к пятничному конфликту. Почему ушли киномэтры, хлопнув дверью, разве не ожидали жёсткого прессинга со стороны Совета директоров киностудии, который они считают нелегитимным? Пока в основном молчание, но я почему-то уверен - их взбесил один лишь факт того, что судьбу их родного дома будет решать такой правильный пацан, как Ваня Демидов.

Что в нём такого раздражающего? Внешне - ничего. Наоборот, по воспоминаниям однокашников, армейских сослуживцев и коллег по осветительному цеху телецентра «Останкино» Иван Иваныч всегда умел располагать к себе людей, знал, с кем пить портвейн, а с кем - только пиво. Наследственный, судя по всему, талант, в своё время его почтенный провинциальный папенька смог дослужиться до замминистра связи.

Плюс лихое время 90-х, низвергающее старые понятия и приоритеты. Ваня без всякого высшего образования шёл семимильными шагами по карьерной лестнице. Он, как та бактерия, всегда безошибочно определял самую питательную среду. И ничего я не наговариваю, судите сами. Когда телевизионщики были народными кумирами - он блистал чёрными очками с голубых экранов. Пришло время бизнесменов и чиновников - стал продюсером, плюс управлял чем-то государственным. Когда вошла в моду религия - он тут как тут, открывает православный телеканал «Спас», правда, быстро сгинувший из эфира. Ну, ничего, в моду входили всякие политические молодёжные движения, он и тут вовремя подсуетился. А заодно попал в команду Влада Суркова. Это надолго, если не на всю жизнь. Оттуда и прилетел к Мединскому...

Не думаю, что у Суркова есть коварный план развалить отечественный кинематограф на радость Голливуду. Прежде всего, потому что Голливуду по фиг наши мосфильмы-ленфильмы, впрочем, как и Госдепу США выбора мэра какого-нибудь Ярославля. Просто у Влада появилась возможность поставить своего человека на культуру, а таким в его команде был лишь Ваня Демидов, когда-то появлявшейся на экране не в качестве приглашённого гостя в студии. Какая разница, что его диплом о высшем образовании вызывает некоторые сомнения (Пятигорский пед в 90-х отличался неразборчивостью в выдаче документов, об этом когда-то много писали). Влад резонно посчитал, здесь я с ним полностью согласен, что «вышка» сама по себе никому ещё не добавила ни культуры, ни интеллекта.

Действительно, сидя в разудалой компании телевизионщиков для благоприятного впечатления тебе хватит десятка прочитанных книг и хорошей памяти на цитаты. Но только не в общении с интеллектуалами уровня Сокурова и Лопушанского, они расколют недоучку на раз-два. И посчитают для себя оскорбительным прислушиваться к его мнению, да просто находится в одном с ним помещении.

Что же это получается, у Ленфильма ситуация патовая? Ни боже мой! Вот третий вариант, мною на конец статьи припасённый. Путин вспоминает, что в детстве решил стать разведчиком, в третий раз посмотрев в кинотеатре «Мёртвый сезон» (президент как-то рассказывал об этом на ушко Банионису), и даст команду поднять Ленфильм с колен без всяких рискованных кредитов и унизительных условий. Ведь те три билета по 25 или 50 копеек в итоге привели его на такую вершину, что дальше только космос.

Ну, а долги принято отдавать. Не так ли, Владимир Владимирович?..



Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (237)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20