Основная версия рухнула. Как и пятый подъезд
«Возможно, злоумышленники по собственной инициативе сделали черное дело, возможно, они выступали заказчиками и так далее – это предстоит выяснить», - заявил прокурор Апанасенко по окончании пресс-конференции по расследованию 1 апреля. В любом случае, пока ведется поиск виновных. «Ясно, что одной из причин взрыва является свободный доступ к газораспределительным трубам и кранам», - заявил Апанасенко. Поэтому во внимание принимается присутствие мужчины с характерными окопчениями лица и рук, труп которого найден спасателями между вторым и четвертым этажами.
Окопчения служат косвенным доказательством умышленных действий. Сейчас продолжается работа по установке обстоятельств совершения преступления, в том числе – как мужчина, который не был прописан по данному адресу, попал в подъезд. Личность его установлена. Это некто Василий КУКЕЛЬ, и он, хоть и с большой натяжкой, но все же похож на первый распространенный фоторобот. Пока прокурор советует не называть его имя и фамилию (которые, кстати, уже неделю как озвучены местными СМИ и являются «секретом Полишинеля»), поскольку у этого человека в городе осталась семья (бывшая жена Вера Владимировна и двое сыновей), друзья. Но с ними правоохранители «общаются». По данным опроса проживающих в пострадавшем и соседних домах, с Кукелем был еще один человек. Это уже второй фоторобот. Работа по нему осложняется тем, что все бомжи, в принципе, на одно лицо, а потому характерные признаки выявить трудно. Да и приметы называются такие, что по ним можно отловить любого мало-мальски запущенного мужичонку. Но на бомжей, даже на исполнителей, правоохранительные органы «переводить все стрелки» пока остерегаются: «Мы не пытаемся списать на него преступление. Он просто представляет для нас интерес», - отмечает прокурор. Странно и то, что бомж оказался смертником. Прямо как какой-то идейный шахид.
Основной, вернее, официальной версией происшедшего до сих пор остается взрыв бытового газа. Которая из уст чиновников от силовых ведомств с первого дня трагедии звучала также уверенно, как и сам взрыв.
За нее говорит то, что следов взрывчатых веществ нигде не обнаружено: ни на останках дома, ни на одежде и вещах пострадавших. Которое уже собираются возвращать. Однако этот итог не конечен, поскольку не все назначенные экспертизы завершены. Так, результат физико-химической будет известен только через полторы недели.
Спорным является и вопрос о том, чувствовали ли жильца запах газа. При длительном времени, которое требуется для заполнения газом помещения ( в данном случае – подъезда девятиэтажного жилого дома), вполне возможно предположить отравление людей газом. Но, как заявил прокурор области, определить наличие газа в легких у погибших судебным медикам невозможно. Вызывает вопросы и характер разрушения дома. По идее, газ пропан-бутан - тяжелее воздуха, а экспертизой определен именно он. Так вот, этот газ должен бы опускаться вниз и заполнять подвал, распространяясь ПОД подъездами. Но Апанасенко утверждает, что подъезд, как и лифтовая шахта, «герметичен»: двойные, железные входные двери, такие же – в квартирах, кроме того, блоки квартир были также разграничены дверями. Так что газ заполнил и «скосил» ровненько целый подъезд.
Взрыв прозвучал дважды. Но, опять же, неизвестно, был ли второй следствием первого, и какой из взрывов случился раньше – тот, что повыше, или на нижних этажах. При всех обстоятельствах прокурор заявил, что пока «…нельзя утверждать, и мы не утверждаем на сто процентов, что единственная причина взрыва – газ. Но нельзя это и опровергнуть, пока не будет соответствующего заключения специалистов». Так что остается предположение, что сначала был взрыв, а потом утечка. Это поможет определить очередная экспертиза – на трубы, по которым идет газ, будут кидать плиты.
Главной задачей, отметил Апанасенко, на сегодня остается определение мотивов преступления, кто бы его ни совершил. Здесь есть место самым разным версиям, и следственные органы каждую из них со счетов не скидывают.
Например, ЧЕЧЕНСКИЙ СЛЕД. До 1996 года дом был на балансе УВД Архангельской области. Многие из проживавших в нем имели или имеют к этому ведомству отношение. Возможно, что взрыв может быть МЕСТЬЮ КОМУ-ТО ИЗ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, проживавших в этом доме. Причем некоторые из жильцов дома были в Чечне. На это обращал внимание и зам генерального прокурора Владимир ЗУБРИН, работавший в Архангельске сразу после трагедии. По данным «Русского Севера», архангельские ребята вели себя на Северном Кавказе не слишком корректно и даже успели «наследить». Просочилась информация и о том, что в ФСБ по Архангельской области, к примеру, знали о том, что чеченцы готовят какую-то кровную месть. Но где и когда это произойдет - оставалось загадкой даже для вездесущего ведомства. Месть могла быть и КРИМИНАЛЬНОЙ. Именно эту версию и выдвигают в качестве основной некоторые региональные СМИ: в Архангельске начался передел сфер влияния между объединенными преступными группировками. Впрочем, на прошлой неделе прокурор отметил, что от разборок в таких количествах мирные жители никогда не гибли. Но, если взглянуть на хроники бандитского Архангельска, то окажется, что криминал у нас не такой человеколюбивый. Достаточно вспомнить левобережцев, когда пострадала целая семья, или же разборки у кафе «Олимпия», когда стекла повылетали и у общежития СГМУ.
По мнению ряда СМИ, «СЛЕД» МОЖЕТ ТЯНУТЬСЯ И С СЕВЕРА – ОТ НАРЬЯН-МАРА, столицы Ненецкого автономного округа. Игорь ОСИПОВ, бывший заместитель начальника КРУ Архангельской области, житель этого дома, погиб при взрыве. В отношении его было возбуждено уголовное дело (в 1994 году) о взятках, полученных от администрации Нарьян-Мара. В качестве одной из таких взяток от администрации НАО фигурирует именно квартира в доме 120 на Советских Космонавтов в Архангельске…
Так что если люди погибают не из-за цветмета (каковая версия уже практически отметена следствием), не из-за криминала, то, возможно, из-за о-чень большой власти. Что уже является не просто убийством, а настоящим ТЕРАКТОМ, который нагнетает обстановку и имеет целью запугать. «Я не вижу оснований для ПОЛИТИЧЕСКОЙ подоплеки», - говорит Апанасенко. Но, по его же словам, эта версия, как и плохо пахнущая газом, остается. И имеет право на жизнь…
Анна СМИРНОВА