Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Премьерский драйв: Дмитрий Медведев взял курс на воспитание новых Перельманов

В начале встречи Медведев напомнил министрам, что в мае ставил перед ними приоритеты на ближайшие полгода, среди которых важнейшим было образование. «Принципиально, чтобы школы и университеты готовили нашу молодежь к работе в конкурентных условиях, помогали раскрыть способности и инициативу, и, конечно, это такой важнейший драйвер развития нашей страны», - цитируют премьер-министра на сайте Правительства РФ.

Обсудив с правительством вопрос финансирования, и отметив, что «по цифрам сопоставимо с расходами, которые Россия тратит на армию», глава правительства приступил к изложению своего видения будущего российской школы. «Акцент будет сделан на развитие математического образования, как основу для создания высокотехнологичной экономики», - передаёт слова экс-президента ИТАР-ТАСС. По мнению премьера, в отличие от других научных направлений, математика в России развита и «её нужно сохранять».

Тут меня так и тянет возразить уважаемому премьер-министру. Если непредвзято посмотреть на развитие России в целом, начиная, хотя бы, с XIX века, то станет очевидно - страна наша, в первую очередь, сильна и славно именно гуманитариями. Если же говорить о технических науках, то, как бы поделикатнее выразиться... высоких достижений в них чаще добивались представители народа, имеющего другую историческую родину, то есть, потенциальные эмигранты. Это не в осуждение или восхваление, просто оно так есть. Например, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что самый известный в мире из ныне живущих российских математиков - Григорий Перельман из Санкт-Петербурга. Чудак, влюблённый в чистую науку и отказывающийся от миллионных премиальных за свои выдающиеся открытия - находка для государственного бюджета.

 Впрочем, всё сказанное мной это не исключает актуальность премьерского тезиса о том, что математическую науку надо сохранять. Как это сделать на практике? Предложить юным математикам (физикам, химикам, программистам, биологам...) лучшие условия, чем какой-то там Цукерберг из Фэйсбука. Иной путь - опустить перед Россией очередной «железный занавес», что давно не модно и не актуально.   

Так же важным фактором Медведев считает не только высокое качество, но ещё и доступность школьного, дошкольного и дополнительного образования. Он поручил министрам добавить в процесс образования школьников больше элементов соревнования. «К 2020 году половина школьников должна участвовать в олимпиадах и конкурсах разного уровня, две трети заниматься в системе дополнительного образования», - отметил премьер.

У меня создалось впечатление, что уважаемый Дмитрий Анатольевич не очень-то в курсе, что происходит за стенами его кабинета, или же у него нелады с причинно-следственными связями. Как можно говорить о доступности школьного образования, когда родителей, почитай, второй год колбасит от перспективы введения института «автономных учреждений», который будет распространяться и на учебные заведения? Нас постепенно готовят к некому бесплатному образовательному минимуму, когда детей научат читать, писать и играть в бадминтон, а за всё остальное придётся доплачивать. Подобный «эксперимент поневоле» проводился в некоторых московских школах в середине 90-х. Тогда катастрофически не хватало преподавателей иностранных языков, было полное ощущение, что «англичанки», «немки» и «француженки» массово эмигрировали в поисках лучшей доли. Тогда в школах отменяли предмет «иностранный язык», как таковой, но для желающих вводили платные курсы. Так вот, их почти не посещали, наши люди психологически не готовы платить за школьные знания. А уж если посылать своих чад на курсы, так качеством выше школьных.

Не очень понятно мне и премьерское желание отправить половину учеников на олимпиады. В моё время это было состязание лучших из лучших, где не было места даже «хорошистам». Ведь олимпиада - попытка выявить настоящие таланты в той или иной области знаний для дальнейшего их развития вплоть до профессионального уровня. Школьные же уроки - как отборочный турнир к главному соревнованию, только зачем их-то превращать в состязания?

Что касается «дополнительного образования» в целом, интересно, Медведев в курсе, какой объём знаний приходится осваивать современному школьнику? Тут бы обязательную программу освоить с короткими перерывами на спорт. Правда, если имелось в виду, что большинство сегодняшних предметов переходит в разряд «необязательных», то тогда... какой смысл вообще говорить о среднем образовании? Остановимся на начальном, и вся недолга...

Но вернёмся к премьерским новациям. Медведев в обращении к министрам отметил, что до сих пор не достигнута задача интеграции российского высшего образования в международную систему обучения. «О том, что пять крупнейших университетов нужно вывести в сотню лучших, все мы неоднократно говорили. Чтобы там не писали, я считаю, что эта задача в принципе реалистична, если будут трудиться все - не только министерство, а сами университеты».

Наверное, Дмитрий Анатольевич имел в виду новые университеты, федеральные. Такие как Дальневосточный или наш С(А)ФУ. Денег в них вбухана куча, много разговоров о «распилах», а они до сих пор не в вожделенной сотне. Не уверен, что за этим стоит гнаться. Многие российские выпускники за границей подтверждают свои дипломы, но успех зависит не столько от лейбла вуза, сколько от индивидуальных способностей. Ну, а качество преподавателей и студентов повысится от объединений нескольких средних провинциальных институтов в один федеральный монстр. Скорее уж редкие жемчужины потеряются в массе серых плевел.

И это не мои голословные измышлизмы. Мониторинг качества образования, которые дают российские институты и университеты (его проводит Минобразования, Сколково и МГУ), показал совсем не радужные перспективы российской высшей школы. В 126 российских вузах - а это 23 процента от их общей численности - выявлены признаки неэффективности. Филиалы вузов признаны неэффективными наполовину.

Вспомнив о студентах, премьер-министр обратил внимание подчинённых: «К 2020 году мы договаривались создать более 800 тысяч новых мест в общежитиях». Он добавил: учебные корпуса должны быть современными и учитывать тот факт, что среди студентов есть люди с ограниченными возможностями. К этому пункту у меня возражений нет. Лишь бы за образец новых общежитий брались студенческие кампусы западного образца, в которых, случае чего, не стыдно и олимпийцев разместить, а не наши советские «клоповники».

Не забыли на обсуждении будущего образования в России и Единый государственный экзамен. «Мы ведем сейчас разработку по расширению устной части экзаменов, в частности, например, при сдаче английского языка», - заявил на заседании замглавы Минобрнауки Игоря Реморенко. Тут мне хочется воскликнуть - «а так же всех гуманитарных наук в целом!». Вспоминаю себя - всегда вылезал на артистизме, если даже чего и не знал. На экзамене по алгебре, он, понятное дело, бесполезен, зато на литературе, ох, как пригодится...

Что касается меня лично, то реформу среднего образования, о необходимости которой говорят давно все, а не только наследники большевиков, я бы начал с разделения старших классов на гимназические и реальные. То есть, в первых упор делается на изучении гуманитарных наук, во вторых - на технических. Прожив на свете пятьдесят с лишним лет, со всей ответственностью заявляю, алгебра мне так ни разу в жизни и не пригодилась.

Думаете, я один такой брюзга? А вот и ничего подобного. По статистике, российское общество в целом недовольно системой образования в России. В результате опроса, проведённого «Левада-центром», выяснилось, что только 19% респондентов удовлетворены отечественной системой образования. При этом недовольны возможностями обучения в России оказались 49% россиян.

Социологи также установили, что больше всего сторонников российской системы образования среди учащихся и студентов (39%), а также домохозяек (28%) и людей со средним образованием (26%). Меньше всех устраивает ситуация с российским образованием безработных (68%), а также руководителей (66%) и рабочих (55%)

При этом они ещё не знали обещание Медведева довести расходы на образование до расходов на армию. До 2020 года в систему образования планируется направить из федерального бюджета 4 трлн. рублей. Расходы консолидированного бюджета на образование в РФ до 2015 года составят 8 триллионов рублей, в 2016- 2020 годах - свыше 20 триллионов рублей. При этом, по словам премьер-министра, ежегодные затраты бюджетов возрастут с 446 млрд. в 2013 году до 631 млрд. - в 2020.

 Спорить могу, сразу начнутся, вернее, уже начались, разговоры о «распилах» и прочих безобразиях, как на местах, так и в столице.

Скажете, народ у нас слишком подозрительный? Так ведь горьким опытом научены...

 

Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (272)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20