3 июля сотрудники ГАИ отметили 68 лет своему ведомству
На ГАИ возлагались задачи по борьбе с авариями и хищническим использованием автотранспорта; разработке технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта; по наблюдению за подготовкой и воспитанием шоферских кадров; количественному и качественному учету автопарка и т. д. В этот же день ЦИК и СНК СССР утвердил "Положение о прохождении службы начальствующим составом рабоче-крестьянской милиции", которым в милиции впервые введены специальные звания. Основные задачи инспекции, сформулированные 68 лет назад, актуальны и на сегодняшний день. В довоенный период приказами НКВД СССР утверждены правила выдачи водительских документов, учета и технического осмотра автомобильного парка, порядок проведения углубленной проверки деятельности автохозяйств. В 1940 г. были подготовлены типовые правила уличного движения. В середине 1950-х годов выпуск отечественных автомобилей превзошел довоенный уровень в 2,5 раза. Остро встали вопросы предупреждения дорожно-транспортного травматизма. В этих условиях повышается роль министерств и ведомств, местных органов исполнительной власти в осуществлении мероприятий по борьбе с аварийностью на автомобильном транспорте. С ГАИ МВД СССР снимается часть функций организационно-хозяйственного характера, в ее состав включаются ОРУДы. Вводятся в действие единые в стране правила дорожного движения. В конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей, ГАИ приняла на себя главную тяжесть борьбы с возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий. В целях специализации по отдельным направлениям работы в составе ГАИ образуются строевые подразделения дорожно-патрульной службы, подразделения по организации дорожного движения, диагностические станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы, монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств организации дорожного движения. В начале 1990-х годов произошло резкое увеличение количества автотранспортных средств и интенсивности их использования, обострилась криминальная обстановка в сфере дорожного движения. Эти обстоятельства продиктовали необходимость усиления контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции. Решение данной задачи осуществлялось путем развертывания сети стационарных постов, укрупнения подразделений дорожно-патрульной службы, более жесткого применения мер административного воздействия за нарушение правил дорожного движения, создания федеральных компьютерных систем учета информации о похищенных транспортных средствах, введения более защищенных от подделки бланков водительских и регистрационных документов. C 1991 года началось построение ГАИ как службы, осуществляющей контроль и надзор за соблюдением стандартов, норм и правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения. «Спокойствие, самообладание, терпение – вот главные качества, которыми должен обладать человек, работающий в ГИБДД, - рассказал корреспонденту ИА «Русский Север» начальник управления ГИБДД УВД Архангельской области Владимир ЛУТКОВ. – Плюс уважение к людям, выдержка. Работаем вдь с нормальными людьми, не с уголовниками и бандитами. Всегда испытываешь чувство удовлетворения, когда человек, поначалу тебя не слушающий, в ходе беседы осознает свою неправоту и, уходя, говорит «спасибо». Насчет распространенного стереотипа о гаишниках – взяточниках Лутков высказался следующим образом: «нельзя смешивать службу в ГАИ и взятки. Взятки берут в любом учреждении, в любой системе, будь то здравоохранение или образование. Если человек склонен к этому, где бы он ни работал, он все равно будет брать взятки. Да, факты есть, но такую информацию проверить очень сложно, поскольку и то, кто взял, и то, кто дал, - несут одинаковую ответственность, в том числе уголовную. Поэтому официальную информацию по официальным источникам никто не передает, но мы, как можем, с этим боремся. По-моему, одной из субъективных причин взяточничества является низкая заработная плата. Если бы получал наш инспектор тысяч 10 рублей, наверняка не взял бы те же 50, 100 рублей. Кстати, по наше, Архангельской области, взяточничество в ГАИ встречается намного реже, чем в других регионах».
На фото: Владимир ЛУТКОВ. ФОТО пресс-службы ГИБДД Архангельской области