Госнаркоконтроль начинает «чистку» ночных клубов
Чтобы их работа шла спокойно, не привлекая излишнего внимания со стороны правоохранительных органов, управление предлагает им обзавестись сертификатом «Драг-фри», которые дает статус клуба, свободного от наркотиков.
В Москве такой эксперимент уже начался.
На Архангельск он пока не распространился. Но в областном центре уже начался анализ наркоситуации в разрезе ночных клубов. В июле-августе региональное управление Госнаркоконтроля предполагает пригласить на диалог за «круглым столом» владельцев местных «ночных заведений», дабы совместно решить, насколько необходима данная мера.
«Не знаю, как пройдет эта инициатива на территории области, - отметил в интервью ИА «Русский Север» заместитель начальника регионального управления Сергей ЮРКОВСКИЙ. - Но полагаю, владельцев клубов надо обязать к тому, чтобы они следили должным образом за тем, что творится на их территории. И принимали участие в борьбе против распространения наркотиков».
Сейчас в Архангельске действуют около десятка крупных ночных заведений и куча мелких баров, забегаловок, работающих в позднее время суток. Некоторые руководители заведений неоднократно выступали в местной прессе с заявлениями о том, что их клубы свободны от наркотиков.
Но ситуация говорит об обратном. Были случаи, что даже директорам клубов и их заместителям (не зная, кто прячется за их «лицом») распространители предлагали наркотики прямо в их заведении.
По данным Юрковского, распространение наркотиков зафиксировано в пяти заведениях. Там предлагают амфетонин, героин, в одном случае – марихуану.
Данные получены в ходе проверок, или, как их еще называют, облав.
Есть один такой «облавный» анекдот. В клубе в разгар веселья выключается свет, входят охранники, милиция, и говорят: «Добрый вечер. Вас приветствует Госнаркоконтроль. Прошу пройти в автобус».
Такая практика вторжения правоохранительных органов, в конце концов, приведет к тому, что молодежь перестанет ходить в этот клуб и он постепенно разорится. «У нас все проходит более цивилизованно», - говорит Юрковский. Окружающие даже не замечают, что рядом с ними кого-то взяли «под белые». Но все равно, проще «обязать» руководителей клубов. Чем устраивать в их заведениях «маски-шоу», как называют в народе облавы.
Вообще, по распространению наркотиков дискотека занимает третье место после улиц и учебных заведений. «Для наркодилеров средней руки это одно из самых доступных мест», - заметил Юрковский.
Высокий интерес к дискотекам молодежь начинает проявляться с 14 лет. 39% молодых людей этого возраста являются их посетителями. Максимальный процент посещающих увеселительные заведения наблюдается в 16-летнем возрасте. И главный мотив потребления наркотиков в этом возрасте – «за компанию». «Я полагаю, что это в корне неправильно – разрешать входить в ночной клуб подростками до 15-16 лет бесплатно. Должен быть элементарный порядок. И тогда с распространением наркотиков будет бороться легче», - считает Юрковский.
Осложняет задачу то, что для закрытия «засветившихся» заведений пока нет правового механизма. Дискотеку можно прикрыть только из-за нарушений пожарных и санитарно-эпидемиологических норм.
Если говорить в целом о наркоситуации в Архангельской области, то, по словам Юрковского, положительно на нее влияет то, что регион все-таки довольно удален от мегаполисов. К тому же в условиях севера не растет конопля.
И все-таки, только в этом году в области задержан 141 человек за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В том числе трое несовершеннолетних (из них одна девушка). 71 человек в возрасте от 18 до 30 лет (это основной контингент), остальные старше тридцатилетнего возраста. Пятеро граждан – иностранцы ближнего зарубежья. Что касается рода их занятий, то 55 человек из задержанных не имеют постоянной работы и не учатся, столько же рабочих, 12 человек – госслужащие, пятеро учащихся. Девять человек ранее совершали преступления, в том числе один привлекался за распространение наркоты.
По словам Юрковского, в области не хватает механизмов для борьбы с распространением наркомании. Немалую роль в этом играет недостаточное понимание со стороны властей. «Порой приходится сталкиваться с безразличием с их стороны. Они заявляют, что проблема наркотиков – дело правоохранительных органов и только, а не власти. Но ведь гораздо эффективней было бы начать с того, чтобы уменьшить количество факторов, влияющих на рост потребления наркотиков, нежели начинать с сажания людей за решетку или строительства диспансеров».
Москва, например, пошла на борьбу с наркотиками еще в 1999 году. Тогда там был выпущен закон о попустительстве распространению наркотиков.
В Мурманской области в 2001 году губернатор Евдокимов инициировал принятие закона о мерах коллективной ответственности за распространение наркотиков, алкоголизма, токсикомании. Из областного бюджета на его реализацию ежегодно тратятся немалые средства.
У нас только разрабатывается программа по борьбе с распространением наркомании на 2005-2007 годы. На нее предполагается ежегодно в пределах пяти миллионов рублей. Но, вдобавок, наркомания дает больных людей, а в области, например, нет реабилитационного центра, специалисты которого вернули бы их к нормальной жизни.
В целом, проблемы распространения наркотиков, рост количества связанных с нарковеществами преступлений складываются в один большой комплекс.
В первую очередь, это видно из статистики. Она показывает, что каждый третий сбытчик – безработный. Так что в этом случае стоит подумать о мерах против безработицы. Всего в Архангельской области зарегистрировано 15 тысяч 475 безработных.
«То, что наши предприниматели оказывают спонсорскую помощь – это хорошо. Но вместо того, чтобы рекламировать свое спонсорское участие в судьбе детских домов и так далее, брали бы лучше эти меценаты подростков, которые там живут, к себе на работу, помогали бы их трудоустроить. И вообще, если бы в области нормально решались вопросы трудоустройства, нам было бы меньше работы», - отмечает Юрковский.
В целом, процент потребляющих наркотики в небогатых семьях, где родители малообеспечены и не работают, достаточно высок. По мнению специалистов, для таких подростков употребление «дури» - попытка уйти в лучшую реальность. Но, в то же время, ситуация не ровно складывается и в обеспеченных семьях. «Не так давно я беседовал с одним безработным наркоманом, представителем «золотой молодежи». Так тот мне заявил, что пиво и водка – удел детей рабочих. А героин – наши виды развлечения», - рассказал Юрковский. И часто такие люди – мальчики и девочки «мажоры» - становятся сами распространителями.
«Задержали мы как-то одного такого человека. Он нигде не работает, не учится. А в кармане у самого оказалось пять-семь тысяч. Кроме того, он самостоятельно снимает квартиру, ездит на дорогом автомобиле. Спрашивается, откуда у него деньги, как не от наркотиков?»
Другой фактор, с которым стоит побороться – это спрос и предложение на наркотики. Спрос – проблема большая. Сознание молодежи, порой, таково, что наркотик является для нее символом взрослости, самостоятельности. Ничего подумать другого нельзя, если старшие ребята говорят подростку о том, что наркотик – это круто. Поэтому сейчас Госнаркоконтроль ужесточил меры пресечения пропаганды наркотиков. По этой причине, например, была изъята партия одежды с символикой марихуаны, партия водки «Каналис» (конопля) в бутылке в форме шприца. Кстати, в барах она использовалась для приготовления коктейлей. А на так называемой инструкции к водке прописывается, что она дает ощущение неземного кайфа. «Если не принять такие меры – не появится ли у нас в скором времени в продаже лимонад «Героин»?» – возмущается Юрковский. А иногда доходит до смешного. Так, 2 июня отмечался День международной борьбы с наркоманией, приуроченный заодно и ко Дню молодежи. Ситуация вообще была бы курьезной, если бы не было так грустно от происходящего. На небольшом митинге, наряду с лозунгами против наркотиков, приютились плакатики на иностранном языке, украшенные листком марихуаны, носители которых ратовали за… легализацию наркотиков. И несла их самая либеральная партия – ЛДПР. «Мне хотелось бы обратиться к Михаилу Силантьеву – что они этим хотели сказать? Ведь если идет борьба – о какой легализации может идти речь?» - удивился Юрковский.
В целом, пропаганда здорового образа жизни без наркотиков – вещь довольно тонкая. А где тонко, там и рвется, ведь сознание подростков таково, что их можно не оттолкнуть от «заразы», а, наоборот, заинтриговать ею. И тогда усилия принесут больше вреда, чем пользы. Так что на этой сложной работе необходимо задействовать компетентных специалистов, и все лекции в школах, училищах надо проводить с обязательным участием психологов, наркологов.
А борьба с предложением, по словам Юрковского – это уже больше дело правоохранительных органов, МВД, ФСБ и так далее. Они должна пресечь, задержать, арестовать наркодилеров.
Опасно то, что механизм распространения наркотиков среди подростков становится все более замкнутым. То есть, наркомафия распространяет заразу среди молодежи ее же руками – в результате этого подростки стимулируют друг друга к употреблению наркотиков. На первом месте кто предложил – друзья, знакомые, с которыми встречаются после учебы и работы, на дискотеках. А потом источник становится «профессиональным», и подросток уже превращается в клиента «готового» наркоторговца.
Так что, по мнению Юрковского, от инициативы Госнаркоконтроля могут отказаться те клубы, владельцам которых выгодно распространение «дури» на их территории. Поскольку есть случаи, когда владельцы ночных клубов сами занимались распространением наркотиков.
Анна СМИРНОВА
ФОТО: http://www.artr.com.ua/index.php?clients&p=1&id=13