18 лет назад было положено начало созданию Баренцева региона
Это плавание было организовано Норвежским обществом дружбы СССР - Норвегия и Норвегия - СССР. В экипаже экспедиции было 3 группы специалистов: экипаж во главе с капитаном Нильсом-Иваром СЕРДАЛОМ, группа историков из университета Тромсе и музейные работники области Финнмарк. Всего на екте прибыло 17 человек. В Белом море близ Архангельска экспедицию встречали Юрий СЕНКЕВИЧ, второй секретарь посольства Норвегии в Москве Асхейм и группа советсткого телевидения. Архангельские операторы снимали встречу для программы Клуб путешественников. Для свободного доступа в Архангельск потребовалось специальное разрешение Михаила ГОРБАЧЕВА. К Красной пристани Паулине причалила 10 августа, где ее встречали хлебом-солью. Первая официальная встреча с общественностью города состоялась в Добролюбовской библиотеке. В течение недели гости знакомились с Архангельском. Норвежцы передали в дар краеведческому музею полный комплект нелегальной русской революционной газеты Мурман, обсуждались вопросы совместных советско-норвежских исследований Арктики, а также культурного взаимодействия северных народов. На борту Паулине была развернута экспозиция «Плавание на ектах - краеугольный камень норвежского судоходства», которую посетили многие архангелогородцы.
Визит Паулине впоследствии был назван историческим. В Норвегии отмечали, что благодаря Горбачеву Архангельск стал открытым городом, а экспедиция Паулине послужила началом нового мышления в норвежско-российских отношениях. Что, в конечном итоге, привело к инициативе в апреле 1992 года министра иностранных дел Норвегии Турвальда СТОЛТЕНБЕРГА о создании Баренцева региона. По возвращении в Варде Паулине встретил губернатор Финнмарка, которому были преподнесены привезенные из Архангельска крупа и мука - символическое напоминание о когда-то существовавшей российско-норвежской торговле.
Для справки: Паулине - так называемая екта. Парусное транспортное судно для каботажного плавания. Построено в 1897 году в Нурсильрейре (г. Стейнхьер, Норвегия) судовым мастером Нильсом Увесеном для судовладельцев Улафа Берга и Антона Летнеса. До 1915 года Паулине ходила вдоль побережья с лесом, телефонными столбами и другими грузами от Сунмере на юге до Архангельска на северо-востоке. Новый владелец судна Лауриц САНД в 1915 году установил на нем нефтяной мотор и переименовал в Нэвру. Судно под новым именем совершало грузовые рейсы от Тронхеймса-фьорда до Фусена. В 1950 году екту приобрел Альберт ГАРНВИК, основательно ее переоборудовал, и екта стала возить щепу для бумажных фабрик Намсоса, Иннхарада и Ранхейма. В 1972-78 годах она совершала каботажные рейсы на Севере Норвегии. В 1979 году судно приобрел музей Стейнхьера, где екта была отреставрирована. В августе 1984 года во время Стейнхьерской ярмарки екта вновь была переименована в Паулине, а в мае 1986 года перед походом в Архангельск екта выходила в пробные плавания.
Технические характеристики: длина 19 метров, ширина 6 м, осадка 2 метра, мачта 26.7 м. Паруса: грот 162 кв.м, топсель 44 м, фок 33 м, двигатель 210 лошадиных сил, команда 4 человека, вместимость 40 человек. Район плавания: короткие каботажные рейсы, 20 навигационных миль от берега.
На фото - екта Паулине в 1986 г.