Государственная пограничная комиссия под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина, изучив состояние поезда Душанбе - Москва, решила временно приостановить железнодорожное сообщение с Таджикистаном. Состав вновь отправят по маршруту только после устранения обнаруженных экспертами серьезных недостатков, заявил в минувший понедельник полномочный представитель погранслужбы Российской Федерации.
На выездном заседании на станции Аксарайская в Астраханской области Дмитрий Рогозин, подводя итоги инспекции, заявил, что этот поезд, в принципе, нельзя допускать на территорию России. «Ощущение того, что это серьёзная угроза санитарному здоровью всей нации... Техническое состояние поезда просто не выдерживает критики, оно удручающее. Такие транспортные средства на территорию приличных государств допускать невозможно», - таковы вице-премьерские впечатления от увиденного.
В свою очередь вышеупомянутая комиссия предложила Минтрансу России совместно с РЖД подать в Совет по железнодорожному транспорту СНГ документ о временном прекращении железнодорожного сообщения с Таджикистаном. Далее эксперты передадут в Роспотребнадзор представление о выявленных нарушениях и предложения по наведению санитарного порядка.
Две главные претензии к железнодорожному сообщению между Россией и Таджикистаном - транспортировка наркотиков и сложности с национальными паспортами. По словам представителя погранслужбы, поезд Душанбе - Москва является «систематически используемым каналом для доставки наркотиков в Российскую Федерацию».
Сложность контроля усугубляется тем, что граждане Таджикистана до сих пор могут въезжать на территорию РФ по национальным паспортам. Документы граждан Таджикистана не имеют достаточного уровня защищенности и не считываются российскими автоматическими системами контроля. Понятно, что представители сопредельной стороны ссылаются на отсутствие средств в госбюджете для исправления ситуации.
Тут же встрял участвовавший в инспекции главный санитар нашей страны Геннадий Онищенко, предложивший наделить Роспотребнадзор полномочиями по проверке иностранных поездов на границе, а также запретить въезд в РФ поездов с грубыми нарушениями норм безопасности. Молодец-мужик, заботится о процветании своей конторы...
Неутомимого борца с Боржоми и «Хванчкарой» особенно возмутило состояние вагона-ресторана в поезде Душанбе - Москва. Он заявил, что вся посуда в нём требует замены, а сам вагон нужно «изъять из состава». В частности, Онищенко не нашёл в ресторане холодильника, зато обнаружил оборудованные там спальные места для сотрудников поезда, не поместившихся в штабном купе.
На заседании комиссии также стало известно, что до конца года все сформированные на территории азиатских государств поезда по территории РФ от границы до станции назначения будут сопровождать специалисты РЖД. В то же время об обслуживании составов российскими бригадами железнодорожников речи не идёт, так как это запрещено правилами.
Но разнос по поезду был как бы преамбулой к главному. Подводя итоги инспекции, Дмитрий Рогозин заявил, что Россия может уже в этом году ограничить въезд в Россию гражданам государств СНГ - им придётся предъявлять на границе загранпаспорта. Ещё в декабре прошлого года аналогичную меру озвучил Путин в послании к Федеральному собранию, но не обозначил сроков, хотя и сорвал порцию аплодисментов.
Комментируя перспективы к 2015 году перевести граждан СНГ на загранпаспорта, директор российской наркополиции Виктор Иванов заявил, что Россия готова взять на себя производство документов для жителей Таджикистана и других стран бывшего СССР, стеснённых в средствах. Он пояснил, что документы можно отпечатать, используя российские мощности, под российские кредиты или иные обязательства со стороны Таджикистана, который обладает природными ресурсами.
Эксперты связывают ускорение введения загранпаспортов для приезжих из стран СНГ с растущим недовольством населения «понаехавшими тут» и считают, что больше всего новое правило ударит по гражданам... Украины.
Сама идея въезда из Средней Азии и других государств СНГ по загранпаспортам выглядит как небольшой шаг навстречу общественному мнению. Почему небольшой? Потому что из того, что люди будут въезжать по загранпаспортам, ещё не следует, что будет визовый режим. То есть, не будет сложностей с получением в российском консульстве въездных виз. Какие очереди возникнут при этом, хотя бы, в Таджикистане, половина населения которого зарабатывает на жизнь в российских городах, фантазии не хватает представить.
Зато большинство экспертов сходится во мнении, что эта мера главным образом осложнит жизнь украинцам, которые приезжают на заработки в России. Социальный удар по украинскому лидеру Виктору Януковичу, который ранее нашёл юридически легальный способ реэкспорта газа через Венгрию, будет ощутимым, и, вполне возможно, снесёт неуступчивого «Янека» с его президентского трона. Тут впору задуматься, уж не месть ли это официальной Москвы официальному Киеву за задушевную нашу подругу Юлю Тимошенко?
Что же касается злополучного поезда Душанбе-Москва, то Рогозин нарочито подчеркнул - «мы в России всегда рады видеть добропорядочных гостей-иностранцев, но... Это «но» звучало весь минувший четверг сразу на двух телевизионных ток-шоу, посвящённых проблемам трудовой миграции. Причём на «России» в программе «Поединок» против Жириновского, призывающего завтра же перекрыть все государственные границы со странами СНГ, а припозднившихся гастарбайторов отправлять домой в «столыпинских вагонах», выставили подзабытого и косноязычного Виктора Анпилова, вызывающего устойчивую ассоциацию с Полиграфом Шариковым. Конечно же, с разгромным счётом победил Вольфович, представляющий, как мне видится, точку зрения Кремля. Второй вариант - мы с вами присутствуем при начале новой большой политической игры...
А дело всё в том, что Москва требует от Душанбе немедленной ратификации подписанного в прошлом октябре соглашения о статусе и условиях пребывания на территории республики 201-й российской военной базы. Таджикские власти в свою очередь медлят, пытаясь извлечь дополнительные выгоды.
Надо отметить, что Россия уже выполнила две важные договоренности - о смягчении правил пребывания в России таджикских мигрантов (теперь прибывающие на нашу территорию таджики могут до 15 дней не становиться на миграционный учёт без последствий) и отмене пошлин на поставки нефтепродуктов в Таджикистан. Однако таджикские власти теперь добиваются ещё и гарантий инвестиций в гидроэнергетику республики, а также выделения на модернизацию армии средств сверх обещанных 200 миллионов долларов. А это больше похоже на шантаж или совсем уж беспардонное нищенство.
Конечно, существуют разные точки зрения. Кто-то считает, что «гости с юга» привносят собой одну только заразу - наркотики, инфекции, демпинг по зарплате, чуждые нам традиции и пр. Кто-то им апеллирует, резонно заявляя, что без таджиков Москва с Питером зарастут грязью, а без трудовых иммигрантов вообще цены на новое жильё поднимутся ещё выше. Насчёт «зарасти» скажу одно - в Архангельске не видел ни одного дворника азиатской национальности... грязь непролазная.
Что касается поезда Москва-Душанбе... так они всегда были грязнющие. Опять же в каком вагоне уехать, в СВ - ещё ничего, в плацкарте - готовьтесь к худшему. Что касается антисанитарии в ресторане... так это зеркало национальной ментальности, так почти везде в Таджикистане. Единственный метод борьбы - российские поездные бригады. Ну, а раз нельзя, придётся смириться с тем, что есть. Я ездил по указанному маршруту в СВ в 1989 году, тоже воспоминания не из лучших. Но водка у проводников была всегда. Хотя и тёплая...
Но это всё частности. В целом же для меня очевидно - Россия решила в силовой манере продемонстрировать, кто на просторах бывшего Советского Союза держит масть. Тому же Таджикистану элементарно не выжить без денежных переводов из России, составляющих примерно половину госбюджета не самой маленькой из восточных стран. Усложнить въезд грузинам, молдаванам и т.д., тоже не экспорт вина запретить, урон весьма существенный. Активно применяя подобную тактику во внешней политике, можно запросто менять президентов-премьеров по своему усмотрению.
Но вот к вопросу об этике... Выпустить в авангарде данного мероприятия такое узнаваемое лицо, как у Рогозина, означает расписаться в собственной неразборчивости в средствах. Дальше так пойдёт, к трём цветам на государственном флаге запросто добавится коричневый. А потом будем удивляться - «как только проморгали?». Как-как, как когда-то немцы в Германии...
В конце 80-х мой рано ушедший из жизни товарищ Саша Гришин («Пушкин») снял в родном для него Воронеже дебютную полнометражную картину «Поезд вне расписания». Сюжет о том, как по железной дороге движется поезд без машиниста. В конце пути обязательно произойдёт катастрофа.
Но финал будет ещё страшнее, если составом управляет неадекватный машинист...
Леонид Черток