Бюджет-2005: От первого чтения ко второму…
24 ноября на парламентских слушаниях депутатам Архангельского областного Собрания представили «немного другой», по выражению парламентария Александра ИВАНОВА, проект областного бюджета на 2005 год. Напомним, что на прошлой сессии депутаты приняли его в первом чтении. С учетом поправок и принятых на сессии социальных законов, его расходная часть ко второму чтению увеличилась на миллиард с лишним рублей. Как сообщила главный финансист области Вера ЛЫЧЕВА, теперь расходная часть бюджета составляет 13 млрд. 21 млн. рублей. В бюджете имеется 11 разделов. На социальную сферу приходится 47% расходов, на помощь муниципальным образованиям – 31%, поддержке производственных отраслей остается 13%, финансированию силовых структур предоставлено 7%, а на решение «общегосударственных вопросов» будет направлено 3% расходов. Итак, на социальную сферу выделяется 6 млрд. рублей, что на 3,6 млрд. больше планового уровня 2004 года. Рост обусловлен, в первую очередь, тем, что большое количество учреждений принимается на финансирование области. На выплату зарплаты по единой тарифной сетке работникам областных государственных учреждений, с учетом двадцатипроцентного увеличения оклада, предусмотрено 460 млн. рублей. Пособия семьям с детьми занимают 340 млн. На здравоохранение выделяется более двух миллиардов рублей. Например, на обеспечение медикаментами необходимо 215 млн., а на страхование неработающих граждан – 603 млн. рублей. Главной задачей, отраженной в «финансовой строке» образования, Лычева назвала обеспечение бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях. Всего на образование выделяется 1 млрд. 398 млн. В этом году вместо 41 образовательного учреждения в областную казну «входят» 111 учреждений. На выплату зарплат работникам образования предусматривается 750 млн. рублей, на организацию летней оздоровительной кампании для детей – 10 млн. Культуре в бюджете оставлено 277 млн. В этой цифре впервые «звучит» финансирование областной целевой программы по поддержке социально-культурных инициатив, направленной в первую очередь на развитие музейного дела, народных промыслов и так далее. «Транспортные расходы» занимают в бюджете 71 млн. И приоритетом здесь признано финансирование пригородных и железнодорожных перевозок, а также внутренних авиалиний в труднодоступных местностях. На модернизацию сельской телефонной связи направляется 28 млн. рублей. А на агропромышленный комплекс – 260 млн. Дорожное хозяйство отныне будет финансироваться не из отдельно сформированного фонда. На него предусмотрено 963 млн. рублей, в том числе 168 – субвенции из федерального бюджета. На финансовую помощь муниципальным образованиям предусмотрено в общей сложности 4 с лишним миллиарда рублей. Размер дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов МО равен 200 млн. На выравнивание тарифов на теплоэнергию в тех районах, где стоимость гигокалории превышает 20 рублей, предусмотрено столько же. Фонд муниципального развития предприятий ТЭК и ЖКХ равен 60 млн. В целом, в финансовую помощь входит реализация общеобразовательных программ, выравнивание уровней бюджетной обеспеченности, бюджетной сбалансированности, субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, поддержка досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера. Лычева не смогла ответить на все вопросы, возникшие у присутствующих. Например, почему на проведение выборов и референдумов направляется свыше 100 млн. рублей. И почему департаменту общественных связей и информации надо аж 25 млн. Лычева резонно заметила – «…может, мы у департамента спросим?».