Александр НОВИКОВ: "Российский шоу-бизнес похож на большой «лохотрон», а «кидают» в нём нас!»
В 1981 г. создал студию «Новик-рекордс» и группу «Рок-Полигон», с которой записал одноименный альбом. В 1984 г., отойдя от рок-музыки, записал свой знаменитый альбом «Вези меня, извозчик». Запись производилась подпольно во Дворце культуры завода «Уралмаш». Сразу же после выпуска альбома, побившего все рекорды популярности, автор попал в поле зрения идеологического сектора ЦК КПСС и КГБ. По указанию высшего партийного руководства за музыкантом установили слежку, его машину неотрывно пасла ГэБэшная «наружка», все телефонные разговоры прослушивались. 5 октября 1984 г. он был схвачен посреди улицы людьми в штатском, арестован и помещен в СИЗО №1 Свердловска. Было заведено уголовное дело, начинавшееся с документа, именуемого «Экспертиза по песням Новикова». Документ содержал в себе рецензии на каждую из песен. Однако позже следствие отказалось от привлечения Новикова к уголовной ответственности за песни и пошло по пути фабрикации дела по «изготовлению и сбыту электромузыкальной аппаратуры». В 1985 г. по приговору Свердловского суда он получил 10 лет усиленного режима. Все попытки давления на него с целью получения раскаяния и отречения от написанных песен и стихов, находясь в лагере, вынес гордо и достойно. В лагере Новиков отказался от каких-либо поблажек, от работы в клубе, библиотеке и т. д. Работал наравне со всеми заключенными на самых тяжелых работах по разделке леса, на сплаве и строительстве, за что снискал уважение. В 1990 г. Указом Верховного Совета РСФСР был освобожден, а позднее Верховный суд России отменил приговор «за отсутствием состава преступления». Признав тем самым, что 6 лет, проведенные поэтом в заключении, были результатом сфабрикованного дела.
С 1990 г. Александр Новиков - художественный руководитель Театра песни Александра Новикова. Он был первым, кто еще в 1993 году публично выступил с осуждением позорной практики работников телевидения брать с исполнителей деньги в виде взяток за прокрутку клипов. Первым публично выступил о клановости в отечественном шоу-бизнесе и на телевидении, деградации российской эстрады. В результате этого попал в негласные списки "лиц, нежелательных к показу", что еще добавило популярности и интереса к его личности со стороны простых россиян. В 1994 г. записал песню "Шансоньетка", по которой, по собственному сценарию, совместно с режиссером Котельниковым, снял уникальный клип, в котором реальное изображение совмещено с нарисованным. В клипе не использовалось никаких компьютерных технологий. Вся мультипликация была сделана вручную. Кроме этого были сняты еще ряд клипов: "Уличная красотка", "С красавицей в обнимку", "Красные и белые", "Пускай ты выпита другим", "Извозчик", "Екатеринблюз", сценарии всех без исключения клипов придуманы и написаны самим Новиковым. А также несколько документальных фильмов: "Я только что из клетки", "Помнишь, девочка?", "Гоп-стоп шоу".
В 1995 г. Александр с режиссером Константином Котельниковым сняли большой документальный фильм о группе "Bony М" и ее продюсере и композиторе Фрэнке Фориане - "О, этот Фориан!". Съемки проходили в Люксембурге и Германии. Но по центральным каналам ТВ фильм показан не был.
В 1995 г. Новиков стал лауреатом общенациональной премии "Овация" в номинации "Городской романс". В 1997 г. написал песни на стихи Есенина и выпустил альбом "Сергей Есенин", который, по мнению музыкальных критиков, искусствоведов, является самой удачной и значимой работой за все годы со дня смерти великого русского поэта. Написав более 200 песен, выпустив 13 дисков, Новиков создал совершенно необычный, не подпадающий ни под какую классификацию жанр - жанр самого современного городского романса, возведенного в степень высокого искусства…
В декабре 2004 года в Архангельском городском культурном центре Александр Новиков отмечал 20-летие выхода своего первого альбома. После концерта легендарный певец дал интервью корреспонденту ИА «Русский Север» Александру БОЧНЕВУ.
-Согласны ли Вы с тем, что пишите блатные и ужасно матерные песни?
-Я хочу признаться, честное слово, не писал ничего, что бы было блатнее и ужасней песни «Ай яй-яй-яй убили негра, суки замочили!» Наоборот, я люблю сочинять песни о любви, о красивых девушках и красивых женщинах.
-Чему посвящена Ваша новая программа?
-Я представляю мой первый альбом «Вези меня извозчик», который 20 лет назад очень круто изменил всю мою жизнь. Сегодня мы отмечаем своеобразный юбилей, концертная программа так и называется «Извозчику 20 лет». Начались новые гастроли с концертного зала «Россия» в Москве, и сейчас постепенно двигаясь по стране, мы добрались и до вашего города. Этот альбом мы записали подпольно. Сегодня по прошествию стольких лет он не кажется таким острым и необычным, как раньше. Время сделало свое дело. Тем не менее, «Вези меня извозчик» - след и печать того времени.
Сегодня не все живы из тех, кто участвовал в записи этого альбома, и мы сегодня попытаемся вынести на сцену дух того времени. Это был акт неслыханной гражданской смелости, мужества и сатиры. Сегодня оно смотрится наивной, доброй и старомодной шуткой.
-С чего началась запись первого альбома?
-В то время мы занимались совершенно другой музыкой, я играл в группе «Рок-полигон». В один из дней я пришел в студию раньше других музыкантов, чтобы доработать какую-то песню, а в студии был Алексей Павлович Хоменко (он и сегодня принимает участие в концерте). И я взял и спел ему одну песню, которую накануне сочинил, а к рок-музыке она не имела никакого отношения. Алексей, послушав, решил помочь мне ее записать. Пришли музыканты, к вечеру запись была уже готова. Когда прослушали, стало понятно, что в этом что-то есть. И постепенно, раз за разом, мы набрали целый альбом.
-Как быстро Вы записали этот альбом? И откуда вы черпали материал для песен?
-«Извозчика» мы записали в течение трех месяцев, каждые 5 дней по песне. Когда я их сочинял, то прокручивал в голове все интересные события. К примеру, меня с завидным упорством не пускали в женские общежития, в то время были такие законы, что до 23.00 нужно покинуть общежитие. Я, положа руку на сердце, много времени проводил в женских общежитиях, сейчас на это времени не хватает. Сегодня меня комендант общежития встретил бы с хлебом-солью, а в то время меня выгоняли, и даже вызывали милицию. И у меня остались об этом самые светлые воспоминания. И когда я записывал альбом, вспомнил одну из этих историй и написал песню «Гостиничная история».
Когда альбом был уже почти записан, я прослушал всю запись и решил, что грустных песен гораздо больше, чем веселых. А мне хотелось, чтобы альбом получился хулиганский, дерзкий и слегка блатной. И я придумал песню, над которой потом долго искренне смеялся, как ловко у меня получилось. Через две недели мы уже записывали эту песню под духовой похоронный оркестр. Тематика ведь была кладбищенская, и песня называлась «Похороны Абрама». А чтобы запись прошла удачно, я поехал в ближайший магазин и купил ящик водки. Поставил его в центре студии и сказал, как только запишем, сразу можно пить. Оркестр моментально воспрянул духом. Представьте, стою я, передо мной пюпитр с текстом и полукругом весь похоронный оркестр. Идет запись, я пропел всего два куплета и вдруг засмеялся. Во-первых, песня была достаточно смешная и не припелась, а во-вторых, я так нечаянно поднял глаза и увидел весь этот оркестр за работой. Потом врачам окулистам говорил, они мне не верили, что лично я, собственными глазами видел, что человек один может одним глазом смотреть перед собой, а вторым по диагонали вниз. И тут подходит ко мне руководитель этого оркестра (а он играл на трубе), глядя на меня снизу вверх «Давай, быстро пой, а то губы не держат!». Так со второго раза мы эту песню и записали.
-Вы ярый борец за чистоту рядов российской эстрады?
-С моей подачи люди услышали, как по-настоящему поют Киркоров и Витас Я не занимаюсь специальным розыском фальшивок - фонограмщиков. То и дело от моих друзей, имеющих доступ к концертному пульту, появляются очередные записи, на которых явно видно, как поют эти «чучела», а я уже их обнародую. Профессиональные звукорежиссеры, которые работают с артистами, разделяют мнение всего народа, что российский шоу-бизнес - величайшая профанация и отвратительное явление в том виде, в каком оно сегодня существует. Это похоже на большой «лохотрон», а «кидают» в нём нас! Российская эстрада в своей общей массе «плавниковая». Выпрыгнут из воды, квакнут: «Муси-Пуси-Джага-Джага» - и снова ко дну! На плавниках же, как ни разгоняйся, высоко не прыгнешь!
А Киркорову за его хамство я даже письмо написал (http://www.guruken.ru/alla/Novikov_vystupil/ )
Всей душой уважаю Александра Малинина — профессионал высочайшего класса. Пресняков старший — саксофонист от бога. Александр Градский, Николай Носков, Валерий Меладзе, Леонид Агутин, и еще с десяток имен наберется.
Александр БОЧНЕВ
ФОТО автора