Раскрыта тайна самой загадочной картины Веласкеса
В течение нескольких веков, шедевр, выставленный в Национальной Галерее в Лондоне, считался "картиной-головоломкой".
Профессор-религиовед Филип ЭСЛЕР и художница Джейн БОЙД, работавшие над разгадкой секрета картины в течение пяти лет, пришли к выводу, что художник рисовал не с натуры, а с отражения в зеркале, располагая моделей между мольбертом и зеркалом. Также на стене позади художника могла висеть работа другого автора, изображавшая Марфу и Марию, которую он копировал по ее отражению. Это доказывают и неточности, допущенные художником - неправильное расположение пуговиц на женских платьях и поднятая левая рука Иисуса - по испанской религиозной традиции это считалось грубым нарушением канонов.
В течение долгого времени специалисты вели споры и о содержании картины. Эслер и Бойд предложили свое толкование. По их мнению, художник тонко критикует библейскую мораль. На заднем плане картины изображен Христос, критикующий Марфу и Марию за излишнее рвение к домашнему хозяйству. Как считают исследователи, в образе Бога-сына Веласкес изобразил себя. На переднем плане старая кухарка ругает свою помощницу за лень и призывает трудиться усерднее, и это вызывает у художника недовольство униженным положением девушки. Как известно, и его невеста работала служанкой.
Сюжет посещения Христом дома Марфы и Марии основан на 10-й главе Евангелия от Луки.
После завершения "Марфы и Марии" Диего Веласкес стал придворным художником испанского короля Филиппа IV. Считается, что именно его работы оказали влияние на Гойю и Мане. Одна из самых известных работ Веласкеса - автопортрет, также написанный по изображению в зеркале.
Источник: http://www.lenta.ru/news/2005/02/18/mirror/