«Дырявая» голова, или Как защититься от психологического насилия
Проблема психологической безграмотности в России обозначилась в последние годы особенно остро. Плоды ее очевидны - распространение тоталитарных сект, возникновение финансовых «пирамид», безнравственное использование «выборных» политтехнологий, асоциальная реклама и телевидение и тому подобные манипуляции с общественным сознанием. Более того, принятие неграмотных решений на высоком государственном уровне (свежий пример: ситуация с «монетизацией»), не учитывающих социально-психологические особенности людей, все это приводят к нестабильности в жизни общества. По словам Евгения Волкова, манипулировать чьим-то сознанием возможно в том случае, если у людей «нет знания основных фактов своей социальной психологии», и «не настолько сильны манипуляторы, насколько мы им подыгрываем… Ликвидация социально-психологической безграмотности становится проблемой национальной безопасности и проблемой выживания цивилизации».
- Евгений Новомирович, во время нашего семинара вы неоднократно возвращались к проблеме психологической безграмотности. Насколько, на ваш взгляд, это касается людей, в большинстве далеких от психологии?
- Современная социально-психологическая наука - социология, современная психология - экспериментально доказали, что в свойствах нашего поведения, нашего восприятия жизни, реальности, нашего взаимодействия с людьми есть много таких моментов, которые при их случайном или целенаправленном использовании могут представлять для нас громадную опасность. Мы знаем об опасности инфекций, знаем о пожарной безопасности, о безопасности поведения на дорогах, поскольку эти явления обладают такими свойствами, что создают для человека повышенную опасность. Но это же можно сказать о наших психологических свойствах, свойствах нашего восприятия, общения. Это не запугивание, а констатация реального факта, и речь идет не о каких-то изъянах, пороках нашей психики, которые плохи сами по себе, которые сами по себе зачастую продолжение, оборотная сторона наших качеств и свойств. А вот незнание своих слабостей, недостатков делает человека чрезвычайно уязвимым, в том числе для разного рода манипуляторов, мошенников, экономики. Раз есть дыра в заборе, значит, через нее кто-то ходит, и если она существует, значит, кто-то ей воспользуется. И вот, соответственно, за последние несколько десятилетий - в России лет 15, а в мире - лет 40, - стала расцветать отрасль, я бы сказал криминальная, целенаправленной эксплуатации психологического невежества и несовершенства человеческой психики. Она имеет очень разнообразные формы, с некоторыми из них мы сталкиваемся ежедневно. Это реклама, хотя это легальная деятельность, но, в общем, она мошенническая, на самом деле. С точки зрения социальной психологии на 99% - это психологический обман, но узаконенный. Общество мирится с ним, разрешает его, но это не перестает быть обманом, манипуляцией, эксплуатацией человеческих слабостей. Политтехнологии, политические манипуляции, идеологические манипуляции, обработка сознания и поведения людей через средства массовой коммуникации, выборные процессы. Те, кто это делает, делают это цинично и осознано, понимая, что они делают. И плюс к этому проблема деструктивных культов. Но это уже не изолированная проблема, а такая зрелая, организованная форма преступной эксплуатации человеческого несовершенства и невежества. Что в этом случае, в случае деструктивных культов, человек теряет? Связь с реальностью, ближайшим социальным окружением, семьей, друзьями. Это брошенная учеба, брошенная работа, искалеченная судьба, это оборванные связи, это социальная изоляция, это заражение фанатизмом, это интеллектуальная деградация. И если вы всего этого не хотите, то вы должны защищаться. Защита в чем заключается? В просвещении, в обучении, в приобретении тех знаний, отсутствием которых и пользуются манипуляторы.
-Только ли у нас в России такая ситуация? Быть может, эта проблема в других странах успешно решается?
- Нет, ситуация эта существует не только в России. О степени успешности решения проблемы сложно говорить. Я знаю пример Дании, где в последнее десятилетие была разработана достаточно продуманная политика, которая привела к тому, что там планомерно снижается количество членов секты «Свидетели Иеговы». В результате просветительской и прочей деятельности это пока единственная страна, где это происходит. Много интересных примеров из практики есть в Германии… Одна из самых продвинутых стран в этом вопросе - это Франция, где создано целое министерство по этим проблемам, сеть просветительских и реабилитационных государственных центров. Именно для защиты людей от психологического насилия, психологической манипуляции. Недавно были такие попытки принять подобный закон в Италии. Такой же проект разрабатывался и в Германии. В США существует колоссальный опыт общественных организаций, которые этим занимаются. Поскольку государство там склонно отделять себя от этих проблем, но опыт общественной деятельности, опыт разных курсов и программ для школ, для вузов уже насчитывает десятилетия. Так что нам только черпать и черпать. Этим я занимался и занимаюсь - тем, что стараюсь весь международный опыт привнести к нам, поскольку перевожу с английского исследования в этой области.
- В последнее время в России много говорят о негативном воздействии ТВ и рекламы на сознание людей, однако, механизмов противодействия этому очевидно так и не находят. Знаю, что вы выступали в качестве эксперта некоторых ТВ программ, насколько это эффективный путь защиты?
- Проблема заключаются в следующем. Современная социальная психология имеет достаточно возможностей, чтобы дать обоснованную характеристику, анализ, оценку плюсов и минусов в плане последствий на сознание и поведения людей телевизионных и прочих продуктов. Речь идет не о цензуре на какую-то определенную информацию, а о том, как подается информация, то есть в плане формы, а самое главное соотношения этой информации с реальным положением. Насколько они отражают или искажают действительность. В Германии, например, в телевизионных корпорациях существуют свои собственные советы, психологи, которые сами отслеживают и определяют, какие программы можно показывать в соответствии с законодательством Германии, а какие - нельзя. Внутренняя самоцензура, саморегулирование, кроме того, есть и госчиновники, которые за этим следят. Да, это интересно, хотя и это многих проблем не решает. В Германии вот уже более 10 лет готовят специалистов в медиа-педагогике, то есть они предпочитают воспитывать и обучать подрастающее поколение как правильно воспринимать, что есть на масс-медиа. То есть они, во–первых, не рассчитывают только на регулирование СМИ, а очень правильно делают, что самого потребителя воспитывают. Важно понимать, что сам потребитель – мощный регулятор, и если он что-то начнет осуждать, что-то не принимать, не смотреть, не покупать – не надо будет никакой цензуры. В США существует движение, которое насчитывает уже несколько сотен тысяч человек, - «Жизнь без телевизора». Люди, которые выбрасывают ТВ на улицу и нормально живут. В целом, надо сказать, что это такая комплексная проблема, поэтому с одного конца ее не решить. Хотя в случаях вопиющих необходимо предусмотреть механизм экспертизы.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте в качестве эксперта.
- Я занимался судебно-психологической экспертизой финансовых пирамид, а также сект, таких как Свидетели Иеговы, саентологи, нео-пятидесятники, мунисты, участвовал в судебном процессе Александра Дворкина, который возбудили против него сектанты. Я выступал на стороне Дворкина. В прошлом году я участвовал в судебном процессе по ток-шоу «Окна».
В большинстве этих случаев речь идет не только о насилии психологическом, но и нечестной психологической эксплуатации психических свойств, которая, в свою очередь, ведет к материальной эксплуатации.
Мне пришлось дважды с перерывом в несколько лет участвовать в качестве эксперта социальной рекламы в Нижнем Новгороде. Она была связана с курением и наркоманией. Надо сказать, что за 10 лет режиссерский и технический уровень вырос очень сильно, а психологический, научный, с точки зрения эффективности и воздействия рекламы, он не вырос вообще в силу того, что телевизионщики делают так, как им видится. Им все равно, что есть социальная психология, есть профессионалы, которые могут сказать, что действует, а что нет, будет или не будет эффект. И это получается выбрасывание денег на ветер, а иногда, может быть, даже вредящая реклама, которая работает против зрителя.
- Евгений Новомирович, «кругом враги, кругом стреляют!» Не могли бы вы сформулировать основные принципы защиты?
- Знать и не верить! (Смеется).
- Что знать? Чему не верить?
-Знать важнейшие факты своей социальной психологии. Просто взять учебник социальной психологии, к сожалению, должен сказать взять американский учебник социальной психологии, например АРОНСОНА, МАЙЕРСА, ЧАЛДИНИ, проштудировать. Тем более, что они написаны изумительно легко, доступно, и в то же время достаточно серьезно, это первое. А второе - приобрести навыки критического мышления. Это тоже такая содержательная вещь. Есть хорошая книга по критическому мышлению МАРИАННЫ ХАЛПЕР «Психология критического мышления». Проблема не такая простая, чтобы на нее существовали простые решения. Нормальное решение всегда требует некоторых усилий, некоторых знаний. Я никому не говорю, что вы не будете делать ничего, а галушки будут лететь вам в рот. Хотите защищаться, хотите жить нормально - вкладывайтесь в это.
Беседовала Изабелла Засецкая