Россияне тратят миллиарды на сотовую связь
Как заявил на днях Министр информационных технологий и связи РФ Леонид РЕЙМАН, в настоящее время на 100 жителей России приходится 54 сотовых телефона, а к концу года этот показатель может возрасти до 85. Растущий спрос на услуги сотовых компаний обеспечивает им неплохой бизнес. Совокупный доход операторов сотовой связи в России в прошлом году составил 8 млрд. долларов, а в текущем году ожидается его рост до 10 млрд. долларов. Впрочем, возможности жителей столицы и регионов в приобщении к современным технологиям выглядят весьма контрастно. Ведь не секрет, что в столице мобильник не купил только «ленивый» - они есть и бабушек, и у детей, а у тех, кто побогаче и «покруче» – их по два и более. По данным Министерства информационных технологий и связи, уровень охвата мобильной связью москвичей к концу 2004 года достиг 103%. В то же время, порядка 50 тыс. населенных пунктов, расположенных в основном на селе и в труднодоступных регионах, пока не имеют не то, что мобильного, но и привычного проводного телефона. Хотя и в крупных городах так называемая «фиксированная» связь несколько тормозит, отставая от сотовиков по темпам подключения новых абонентов. К концу прошлого года в стране обслуживалось 39 млн. фиксированных телефонных линий, что соответствовало уровню телефонизации населения в 28,8%. При этом в очереди за домашним телефоном «томится» чуть ли не полмиллиона человек. Это в определенной мере сдерживает и возможности граждан в пользовании Интернетом. Регулярно ходит в Сеть сейчас лишь каждый двенадцатый житель России, причем в основном на работе. В отраслевом министерстве насчитали 15 млн. эксплуатируемых в стране персональных компьютеров, что соответствует 10,4-процентному охвату населения. Тем не менее, надежды на прогресс в этой сфере есть. Правительство уже предприняло ряд серьезных мер для более активного приобщения населения к технологичным услугам. В соответствии с законом «О связи», уже в этом году заработает механизм универсального обслуживания. На первых порах это будет минимальный набор телекоммуникационных услуг для населения – как минимум один универсальный таксофон с выходом на междугородную и международную связь в каждом населенном пункте и так называемый пункт коллективного доступа в Интернет в населенных пунктах с населением не менее 500 человек. Универсальная услуга придет, прежде всего, туда, где телефона отродясь не было. Чиновники намерены в ближайшие 3-4 года телефонизировать оставшиеся без связи населенные пункты. Все операторы связи должны будут внести свой вклад в это благое дело, направляя по 2% своей выручки от услуг связи. В более развитых зарубежных странах универсальная услуга подразумевает более широкий охват населения технологичными услугами, например высокоскоростной Интернет в каждую квартиру или дом. Возможно, в перспективе к этому придет и Россия. Тем более, что приобщение населения к информационным технологиям и интернету предусмотрено специальной государственной программой «Электронная Россия», реализуемой уже третий год. Из 1,7 млрд. рублей, выделенных из бюджета на эту программу в 2004 году, 90 процентов средств было направлено на подключение к Интернету школ и организацию пунктов коллективного доступа в Сеть отдаленных населенных пунктов. Другие программы «Народный телефон» и «Народный компьютер» дают возможность людям в кредит подключить домашний телефон или приобрести персональный компьютер. Это направлено на то, чтобы к 2010 году у 40% российских семей был дома компьютер, и 35% семей пользовалось домашним Интернетом.
(По сообщению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям)