На момент написания материала 27 пострадавших при взрыве находятся в больницах Волгограда. Состояние пациентов врачи оценивают как среднетяжелое. Ещё девять пострадавших находятся на амбулаторном лечении. Четверых с особо тяжёлыми травмами спецрейсом доставили в Москву.
При взрыве в автобусе «ЛиАЗ» погибли шесть человек, около 40 были ранены. С ноля часов вторника по жертвам теракта в Волгоградской области объявлен трёхдневный траур. Возбуждено уголовное дело о теракте. По данным Следственного комитета, самоподрыв совершила уроженка Дагестана 30-летняя Наида Асиялова. Её изуродованное тело нашли на месте взрыва, а также паспорт и билет на её имя на автобус «Махачкала-Москва».
Мощность бомбы составляла 2-3 килограмма в тротиловом эквиваленте. Накануне специалисты определили, что в составе устройства были тротиловые шашки, две гранаты и поражающие элементы в виде металлической арматуры и болтов. Также на месте взрыва была найдена и обезврежена неразорвавшаяся ручная граната.
Как ни парадоксально, но история шахидки Наяды чем-то напоминает шекспировскую драму..., нет, сорри, индийское кино. Журналисты телеканала «Россия» успели побывать в дагестанском селе, где жила смертница, и пообщаться с её соседями и знакомыми. Те говорят, что не видели Асиялову уже 10 лет, а мать, работающая почтальоном, не общалась с дочерью семь лет. По словам жителей, уехав из родного дома, Наида какое-то время жила в Москве. До родственников доходили слухи, что она связалась с членами террористической группы. Понятно, что заявлять об этом они никуда не стали. Павлики Морозовы нынче не в чести, особенно на Кавказе...
При этом мать террористки Равзат Асиялова утверждает, что дочь надела хиджаб и начала молиться после того, как второй раз вышла замуж - за русского Дмитрия Соколова (её первый брак с турком быстро распался). На самом же деле, они состояли в гражданском браке. Соколов - 21-летний член махачкалинской бандгруппы по кличке Жираф (не путать с миллиардером Прохоровым). Он известен также под исламским именем Абдулжабар.
По одним данным, смертница и Соколов учились в Университете землеустройства в Москве (его студентом в своё время числился и приснопамятный Шамиль Басаев). По другим, познакомились в интернете, сойдясь на общей увлеченности исламом. Стали жить вместе после приезда Асияловой в столицу.
О местонахождении Соколова и его судьбе ничего не известно со 2 июня 2012 года, когда он не вернулся домой. Перед исчезновением он посещал курсы арабского языка в московском районе Чертаново. Предположительно он стал боевиком, но родители не хотели в это верить и даже искали его через телепередачу «Жди меня».
Мать Соколова Ольга рассказала в эфире «России 24», что в тот день он сказал, что едет к друзьям, а вечером, когда она позвонила ему спросить, когда он вернется, тот сказал, что находится у метро «Пражская» с друзьями и скоро будет дома. Позже, около 11 вечера, он уже был недоступен по телефону. Ольга много раз звонила после этого его подруге Асияловой, но та уверяла, что ничего не знает о том, что могло с ним случиться. Как предполагают журналисты, Соколов почувствовал за собой слежку, организованную оперативниками ФСБ, и счёл за благо скрыться из Москвы. По другой версии, команду «на отход» ему дали его духовные лидеры.
А вот в правоохранительных органах считают, что именно Соколов изготовил взрывное устройство, которое Асиялова привела в действие в волгоградском автобусе. «Участник бандподполья Дмитрий Соколов, 1992 года рождения, знаком с технологиями изготовления СВУ и, более того, согласно предварительной информации, может быть подрывником. Не исключено, что изготовление СВУ, сработавшего в автобусе в Волгограде, дело его рук», - сообщил журналистам представитель органов.
По одной из версий следствия гражданские супруги и ещё двое уроженцев Дагестана, 25-летний Руслан Казанбиев и его ровесник Курбан Омаров, изначально планировали теракт в Москве. Но, почувствовав опасность, произвели подрыв в первом попавшемся людном месте, коим и стал «невезучий» автобус. Главным организатором теракта в Волгограде, предположительно был 29-летний Арсанали Камбулатов, возглавляющий террористическую группировку в Дагестане. По данным спецслужб, Камбулатов стал лидером бандгруппы около полугода назад. На его счету не один теракт в Махачкале.
Есть данные, что смертница Наиль действительно страдала серьёзными заболеваниями, в том числе, и нервным расстройством, выразившимся в анорексии (расстройство приёма пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса). Так же можно предположить, что женщина, воспитывавшаяся в кавказских традициях, считала греховной свою страсть к юноше младше себя, и искала любой повод, чтобы уйти из жизни.
По мнению экспертов, волгоградский теракт может иметь гораздо более масштабные последствия, чем это могло быть ещё пару лет назад. Боевики выбрали «самое подходящее время»: близится Олимпиада в Сочи, на что указывают в связи со взрывом и на Западе. Например, The Daily Telegraph прямо указала, что первый за последнее время крупный теракт в России за пределами неспокойного Северного Кавказа выявил мрачную перспективу для олимпийского Сочи. А тут ещё Розенбаум со своей песенкой про то, «как бабки пилят в Сочи», исполненной в вечернем эфире Первого канала за два дня до теракта.
Ещё летом Олимпиаду пригрозил сорвать лидер северокавказских боевиков Доку Умаров. После этого глава МВД Владимир Колокольцев заверил, что будут приняты все необходимые меры безопасности, и повторение бостонской трагедии исключается. Вместе с тем аналитики не перестают высказывать опасения, в том числе по поводу сотен «русских» боевиков, воюющих в Сирии. Их возвращение может представлять серьёзную угрозу для Олимпиады.
Кстати, именно с российской позицией по Сирии некоторые эксперты связывают волгоградский теракт, называя уничтожение сирийского химического оружия «не концом всей этой истории». Они указывают на снижение в последнее трёхлетие уровня террористической опасности на нашей территории как потерю определённого интереса со стороны международных террористических организаций. Однако активное участие России в миротворческом процессе на стороне президента Асада могло развернуть ситуацию на 180 градусов.
У меня есть мнение, что снижение террористической опасности на территории России (исключая Республики Закавказья) связано, в том числе, и с возросшим профессионализмом наших спецслужб, научившихся внедрять, вербовать, прослушивать, блокировать... . Когда сталкиваешься с произошедшим в Волгограде, сразу перестаёт хотеться абстрактно рассуждать о свободе личности, начинаешь по иному относится к спецмероприятиям типа прослушки или контроля за перепиской в интернете. В конце концов, чего бояться, если сам не затеял какого-то злодейства.
Другое дело, что в минувший понедельник нам в очередной раз дали понять - угроза терроризма глобальна. Те же грозная таинственная «Аль-Каида» - она является, собственно говоря, только составной частью этого международного исламского халифата. Там открытым текстом говорят о том, что их цель - создание всемирного халифата. А для этого необходимо уничтожить всех крестоносцев, они используют ещё терминологию Средневековья, всех христиан и евреев называют крестоносцами. Хотя уж кто больше других пострадал от «деятельности» тех Воинов Христовых, так это евреи. Но кто сказал, что радикальный исламист должен хорошо разбираться в исторических нюансах?
Президент Путин во вторник бросил фразу, что «узнаёт фирменный почерк» в волгоградском теракте. Мне аж нехорошо стало от такого заявления. Надеюсь, Владимир Владимирович не имел в виду кого-то конкретно из однокурсников юридического факультета ЛГУ или коллег по работе в питерском ЧК. Тогда кого? На мой взгляд теракт похож на те, какие периодически устраивают палестинские шахиды на территории Израиля. Вот так же садятся в переполненный автобус, с воплем «аллах акбар» (или без оного) вырывают чеку гранаты или нажимают на кнопку взрывателя...
Ну, а если так, то почему симпатии Кремля чаще находятся на стороне обитателей Сектора Газа, почему принимаем у себя в гостях бородатых бандитов из ХАМАСа? Не логичнее будет озаботиться судьбой и безопасностью двухсот тысяч российских граждан, проживающих в Тель-Авиве, Хайфе, Ашдоде..?
Увы, но пора уже признать - опасность терактов со Второй чеченской не закончилась, просто она переместилась географически. Там, где когда-то бушевала настоящая война, пожар задушили бюджетными миллиардами и поставили руководителя, донельзя циничного и жесткого, зато решительного, для которого покой в республике - источник личных неиссякаемых финансовых благ. Для Дагестана, куда переместились ваххабиты, такого пока не нашлось, но и денег в госбюджете может элементарно не хватить. А если и хватит, то переместятся дальше, в ту же Кабардино-Балкарию. Как-то непродуктивно...
И давайте, наконец, признаемся себе, что террор исходит от радикального ислама, а не от католицизма, иудаизма или буддизма. Соответственно, за представителями этой религии должен быть особый контроль, может быть, связанный с ограничением некоторых прав в сравнении с другими конфессиями.
И нечего на нас обижаться. Пусть на своих обижаются...
Леонид Черток
Фото http://www.bfm.ru/news/233573