Сегодня, 5 декабря 2005 года, в Архангельском областном суде государственные обвинители и защита Сергея Алексейчика объявили, что судебное следствие по делу о взрыве жилого дома на Советских Космонавтов, 120 в Архангельске может быть закончено.
На судебных прениях разрешалось обсуждать квалификацию преступления, меру наказания и доказательства. Напомним, что виновность Сергея Александровича Алексейчика уже была признана большинством голосов присяжных заседателей 25 ноября.
Как передает корреспондент ИА «RUSNORD», государственные обвинители зачитали статьи уголовного кодекса РФ, вменяемые подсудимому. Алексейчик обвиняется в терроризме, в умышленном убийстве 58 человек, умерших единовременно в результате взрыва, а также в умышленном уничтожении имущества граждан. Явка с повинной рассматривается как смягчающее обстоятельство. По каждой из озвученных статей были названы сроки лишения свободы, и путем частичного сложения подсудимому грозит 25 лет в исправительной колонии строгого режима.
Захотели высказаться и потерпевшие, правда, на этом слушании их было всего двое. По словам одной из них, Валентины Добрыниной, «сегодня никто не пришел, потому что люди не верят государству, не верят, что Алексейчик получит по заслугам». Добрынина обосновывает свою точку зрения так: «Пришел ночью человек и начал мстить государству за то, что его не воспитало государство, не воспитали родители. Если он был озлоблен тогда и погубил 58 человек, то что с ним будет после отсидки? Я думаю, что взлетит на воздух еще не один дом. Я посмотрела, он даже не похудел за время следствия».
Мнения пришедших по поводу виновности Алексейчика оказались абсолютно противоположными. Первая высказавшаяся из потерпевших: «В Москве, когда взрывались дома, там сразу это признали терроризмом. А у нас еще сомневаются!».
В то же время из уст второго пришедшего потерпевшего прозвучало: «Многие так никогда и не узнают, почему действительно произошел взрыв».
Потерпевшие не смогли удержаться и от «крика души»: «Нам не вернуть детей, но зачем нас пинают и в административных инстанциях за то, что мы не застраховали имущество?! Государство смеется нам в лицо! Государство нас распнуло!».
Еще одна реплика от пришедших, второго потерпевшего, Павла Поспелова: «Власти никак не отреагировали. До сих пор никакой поддержки. Была создана комиссия по распределению денежных средств, но до сих пор не понятно, как они распределялись. Хотелось бы узнать поименно. Мы пытались обратиться с заявлением в «Правду Севера», даже предлагали деньги, но – не напечатали».
Защита, в свою очередь, указала на некоторое отсутствие логики у обвинителей: месть Горгазу и акт терроризма – разные вещи. Слово «дезорганизация» вообще не применимо к службам спасения, так как это, по словам адвоката Оксаны Грушецкой, их работа – приходить на помощь пострадавшим. Во всех перечисленных статьях обвинения Татьяна Грушевская не видит состава преступления. Защита самой подходящей считает статью 109 часть 3 – «Причинение смерти по неосторожности», по которой максимальный срок лишения свободы 5 лет.
Сам же Сергей Алексейчик пояснил, что никого из погибших людей не знал, в горгазе на момент взрыва официально не работал, так что он согласен только со статьей 205, которая частично включает в себя все остальные обвинения. Далее Сергей добавил: «Все равно с прокуратурой и властями бороться бесполезно. Я прекрасно понимаю потерпевших, бегающих за жильем. Может быть, за время моего заключения найдут настоящих виновных».
Свое последнее слово подсудимый Сергей Алексейчик скажет 13 декабря в 10 часов. В этот же день судьей Игорем Харитоновым будет названа дата вынесения приговора.
Рисунки Татьяны Мартыновой