Так вот, водитель фуры, на которой я совершал вышеупомянутые вояжи, в середине восьмидесятых отбывал срок в Волгоградской области «на химии» за нанесение телесных повреждений средней тяжести собственной жене. Рашид, так звали моего чародея руля, выгодно отличался от своих коллег из мира кино редкой покладистостью и кротостью нрава. Его рассказы о повадках бывшей супруги навсегда развеяли легенды о бесправном положении женщин Востока. Эта прелесть безвозвратно сгинула вместе с царизмом, ну, да речь сейчас не об этом. Когда Рашиду оставалось отбывать чуть меньше года, подоспела амнистия в честь Сорокалетия Победы, и он, как любой нормальный человек, рассчитывал под нее попасть. Тем более что с «кумом» у него сложились почти дружеские отношения. Так вот, опытный «гражданин начальник» отговорил Рашида от опрометчивого поступка:
- Тебе что, у нас плохо, по своей стерве соскучился? Пойми, парень, год пролетит - не заметишь, а амнистия зеку дается один раз, и надо использовать ее так, как писал Николай Островский. Ты – водила, в твоей работе всякое может случиться…
Я специально выделил ключевые слова этой истории. Прошло более двадцати лет, а все что-нибудь случается. Да еще как!
Вот свежий пример: в ночь на 24 сентября ехал грузовик-тягач марки «ДАФ» по Окружной дороге Архангельска и столкнулся с джипом марки «Тойота Лэнд Крузер». Итог: четыре трупа в джипе и один в грузовике. Выживший водитель Дмитрий Гопанюк прямо с больничной койки попадает в положение обвиняемого и потенциально осужденного. Знаете почему? Потому что в джипе погибли истинно знаковые люди нашей области: директор НК «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» Владимир Иванчиков и бывший заместитель губернатора Александр Южанинов. Версия о теракте отпала сразу, в джипе все были пьяны. Это можно определить и без экспертизы – ну что делать двум трезвым взрослым мужчинам ночью в пятницу в крутой тачке с двумя молодыми девушками? Девушек мне особенно жалко, об их присутствии в машине рассказывали полушепотом, как скабрезный анекдот. Но жалко и водителя Гопанюка, ему теперь сидеть четыре с половиной года.
В таком громком деле должен быть найден виноватый, мы это проходили на примере Алексейчика. А вот есть ли эта вина?
Я уже как-то в Итогах рассказывал о ДТП своего товарища, кратко напомню. Он возвращался летним утром в Москву со своей дачи по Дмитровскому шоссе, и на ремонтируемом участке столкнулся лоб в лоб с «девяткой». На ней пьяные полковники с курсов «Выстрел» спешили за очередной дозой «горючего». Старый «мерин» победил новенького уродца отечественного автопрома: полковники – всмятку, приятель же отделался выбитым плечом. Но, несмотря на многолетнюю трезвость, дачу ему пришлось продать в компенсацию семьям погибших, иначе – тюрьма. «Честный» следователь так и сказал:
- Нельзя так с полковниками. В следующий раз тарань не старше капитана…
Архангельский следователь по особо важным делам (у нас каждое ДТП – особо важное?!) Юрий Сек (поверьте, это фамилия, а не кликуха) оказался не просто честным, но и отличным психологом. Из пресс-релиза прокуратуры следует, что Дмитрий Гопанюк сначала наотрез отрицал свою вину, но «важняк» нашел к нему «психологический подход»…. Интересно, это как надо влезть в душу к человеку, чтобы он добровольно согласился провести почти пять лет в зоне общего режима? Кстати, по единодушному мнению бывалых людей, самый беспредел как раз на «общаке». На «строгаче» сидят более солидные люди, которым нет смысла самоутверждаться.
Я далек от мысли обвинять правоохранительные органы в физическом воздействии на подследственных. Ведь можно и словами убедить рядового работягу в неотвратимости наказания, а за признание обещать всевозможные льготы. Но объясните мне вот что: при подобных последствиях столкновения даже двоечнику по сопромату ясно – превышение скорости было обоюдное! Это же иностранный джип, не пластмассовая «Ока», а о прочности иномарок я уже писал выше. Может, был выпимши бедолага Гопанюк, так и в «Тойоте» не трезвенники сидели. Получается, что нарушения допустили обе стороны, но отвечает выживший? Тем более если он простой водила? Ох, не нравится мне подобная «прокурорская справедливость»…
В беседе с корреспондентом ИА «RUSNORD» заместитель прокурора Архангельской области Сергей Ореханов признался, что сам «переживает за судьбу Гопанюка, но погибли такие люди…». Не повезло Дмитрию, он не такой человек.
Говорят, журналистика – опасная профессия. Какое счастье, что я не пошел в водители!
Леонид Черток