Теперь представьте: в зале собралось более 1000 пишущих и снимающих человек, примерно треть из них от неконтролируемых иностранных СМИ. Где на всех набрать «нужных» вопросов? Правда, перед самым эфиром ведущие ОРТ «спрогнозировали» возможные вопросы. Такую прикидку и вы бы легко сделали, как же не спросить о газовом кризисе на Украине или о ситуации в войсках. Президент держался, он явно прибавил с момента первой подобной встречи. Народу тогда было намного меньше, а вот вопросы острее. Помню, как в 2002 году два региональных журналиста впрямую обвинили своих глав администраций в криминале и подтасовке результатов выборов. Смелые ребята, правда? Обоих я по случаю знаю. Первым был коренной москвич Алексей Василивецкий, штатный пиарщик от ЛУКОЙЛа, представившийся корреспондентом одной из ненецких газет, тогда он еще всех рассмешил ненецким названием, вторая – тувинка Дина Оюн, с которой за полгода до этого я работал против действующего губернатора Тувы. Молодцы, подумал я тогда, в прямом эфире спонсорские бабки отрабатывают! Президент вопрос осмыслил, грозно нахмурился и обещал разобраться. Забыл, наверное. Бутов из НАО благополучно досидел свой срок, тувинский же сатрап до сих пор правит. Давно это было, теперь по высказываниям президента можно определять не только тенденции, но и ближайшие телодвижения исполнительной власти. Вот об этом и речь.
Помните из бессмертных «Семнадцати мгновений…»: «Лучше всего запоминается первое и последнее»? Наверное, исходя из этого постулата, право первого вопроса получил редактор «остро политических» «6-ти соток». Первый вопрос, он как первая брачная ночь – как начнешь, с тем и закончишь. Начали с проблем садоводов, естественное напряжение улеглось. Очень грамотно, ведь в предисловии Владимир Владимирович оповестил о прямо-таки кучерявом экономическом положении. У меня аж пальцы поджались, так я ждал естественного вопроса, что будет, если цены на нефть упадут, ужель сами Иран бомбить станем? Не последовало этого вопроса. И то, не дело главы во всех тонкостях экономики разбираться, на это у него Кудрин с Грефом есть. Поговорили о вступлении в ВТО. Оказывается, против нашего в нем участия только США и его латиноамериканские приспешники. Одна из причин: Россия против открытия на ее территории филиалов иностранных коммерческих банков. Мол, нам самим деньги девать некуда, в Стабфонде морозим, а тут еще. Но не только в этом дело. Путин резко дал понять, что он в принципе против присутствия в стране неконтролируемого иностранного капитала. Пример тому, последний шпионский скандал. В ответе на вопрос корреспондента Би-Би-Си, президент посетовал, что английская разведка жалкими 20 тысячами подставила российское правозащитное движение. Он против того, чтобы неправительственные, некоммерческие организации финансировались из-за рубежа. Господин президент, но в самом названии этих структур заложено – они работают на гранты. Да, кто-то тупой в Англии доверил передать чек агенту МИ-8. Наверное, и сам думал, что общается с цивильным дипломатом. Но г-жа Алексеева просто не может брать деньги от ваших представителей и посредников, иначе ей веры нет. Наши олигархи предпочитают в футбол вкладываться, а от бандитского общака достойная дама сама шарахается. Может, закрыть эту Хельсинскую группу и дело с концом? Признайтесь честно, ведь не зря шпионов именно сейчас отловили и такой хай подняли. Слишком много было разговоров о новом законе о финансировании правозащитников, тут-то негативный пример и «образовался». Сам по себе шпионский скандал - дело обыденное, почти рутинное, Вам по прошлой работе это хорошо известно.
Вообще, президент не любит, когда вмешиваются в наши семейные дела. В этом ключе он отвечал на вопросы о поддержке режимов президентов Каримова и Лукашенко. В первом случае Россия сама хочет воспитывать азиатского соседа в демократическом духе. Во втором Путину белорусский президент может и не очень нравится, но он душой с братским народом. Потому что почти родственники. «Неужели вы считаете, что Франция ближе белорусам, чем Россия?» - спросил он с металлом в голосе смазливую парижскую журналистку, она и заткнулась. Но, к чести Владимира Владимировича, он не лицемерил. Прямо сказал о негативных последствиях цветных революций в странах СНГ. Украина после нее газ стала уворовывать, а Грузия просто хамит, грузинская телевизионщица разве что не плакала. Зато когда глава страны привел цифры, во сколько нам обходилось энергетическое субсидирование одного Киева, я дал себе зарок больше не отдыхать в Коктебеле, и так жирно…
И в этот раз наш президент доказал, что в совершенстве овладел искусством, которое в университетских кругах называется риторикой, а среди российской братвы – «соскоком с базара». Один отечественный журналист спросил, каковы прогнозы по выполнению нацпроектов? В вопросе явственно прозвучала тревога, а не растащат ли федеральные миллиарды конкретные чиновники на местах. В ответ был такой поток красноречия и витиеватых формулировок, что я исключительно за счет силы воли понял, что Путин сам в этом далеко не уверен, а что делать - не знает. И то, третий год ловим «оборотней в погонах», а с пустым кошельком из гаража лучше и не выезжать.
Интеллигентный Кондратьев с НТВ вежливо поинтересовался, не ждет ли нас выдвижение партийных премьеров, и попросил хотя бы намекнуть на имя приемника. Святая простота, неужели можно представить себе во главе правительства человека от ЛДПР? Нет, и слава Богу! Хотя сам Путин такой возможности не отрицает, но в далеком будущем. Пока же стране нужна сильная президентская власть. Имя этой силы тоже осталось в туне.
А вот и радостная лично для меня новость. Президент признал, что в нашем обществе есть неонацисты, кокетливо именующие себя патриотами. Еще он указал (по-другому и думать не сметь!) правоохранительным органам, что пора называть вещи своими именами и не подменять статьи о разжигании национальной и религиозной розни бытовым хулиганством. С чем я ДПНИ, РНЕ, «Славянский Союз» и прочих скинхедов от души поздравляю! В зоне их быстро научат интернационализму и толерантности, кому же охота у параши спать…
Земляк президента из Питера поинтересовался, что читал и смотрел в последнее время Путин. Я к стыду своему не помню, говорил ли когда-нибудь Владимир Владимирович о подобных пристрастиях. Да и вообще, что читали наши президенты в перерывах между написанием мемуаров? Ельцин у меня четко ассоциируется с брошюрой «Пьянству – бой», Горбачеву больше подходит «Поднятая целина»…. Мне вдруг захотелось, чтобы и он перечитывал раз в год Довлатова, так бы стало уютно жить…. Нет, прозвучала «История России» Ключевского, сразу видно государственного человека. Хорошо еще, что кино любит…
Один японец спросил Путина, за что тот уважает дзюдо. И тут наш гарант ответил по-человечески, от души, что в этом спорте он нашел свою гармонию. Был он в тот момент обаятелен и убедителен. И тут меня как ошпарило, я понял природу президентской популярности. Он же из КГБ, профессиональный вербовщик. Умело использует природные данные, помноженные на хорошую школу. А что, собственно, в этом плохого? Подтянут, фотогеничен, имеет мужество общаться напрямую и не стесняется собственных слабостей, говорит на литературном языке. Первый правитель со времен Романовых, за которого не стыдно. Биография? Что биография? Я же вот сижу, статью пишу, а не названиваю в израильское посольство по поводу новых правил выезда на ПМЖ. И завтра буду писать. Даст Бог…
Леонид Черток, опять со своим собственным мнением