9 февраля не отмечено в календарях красным цветом, и все же это - праздник почти для четверти миллиона россиян, чья жизнь так или иначе связана с самолетами. Работники крупнейшей авиакомпании страны называют 9 февраля днем рождения "Аэрофлота", хотя коллеги из других компаний иногда ревниво возражают: "Почему именно "Аэрофлота"? Это - День гражданской авиации!".
Спор этот носит сугубо схоластический характер, поскольку всего десятилетие назад понятия "Аэрофлот" и "гражданская авиация" были для нас идентичны. Так что сегодня, поздравляя авиаторов, мы - вольно или невольно - поздравляем "Аэрофлот", поскольку все они - родом оттуда.
Транспортная отрасль считается стратегической в любом государстве, тем более в таком, как Россия с ее необъятными и во многом неосвоенными еще просторами. Казалось бы, сам Бог велел нашей стране быть великой транспортной державой. Своим уникальным географическим положением (она занимает более 30 процентов евразийской территории) Россия обречена быть естественным мостом, связывающим Европу и Азию, объем торговли между которыми уже достиг 600 млрд. долларов в год. Но при этом ее доля в мировом рынке перевозок - меньше 1 процента, а перевозки на дорогах Польши и Германии - в 17 раз выше, чем во всей нашей стране.
Может быть, проблема именно в той самой необъятности, на которую сетовал еще кто-то из российских самодержцев, сказавший: "Пространство - вот беда России"? Едва ли. Скорее, тут в большей степени к месту другое известное изречение о двух традиционных бедах России - дорогах и дураках. Одних у нас слишком мало, вторых - наоборот. Приватизаторско-реформаторская лихоманка 90-х выкосила российский транспорт чуть ли не подчистую, и его сегодняшнее состояние напоминает пусть не безнадежную, но все же изрядно затянувшуюся кому.
Для того чтобы реанимировать железнодорожный транспорт, нужно на протяжении ближайших пяти лет ежегодно вкладывать в него 225 млрд. рублей. Вместо этого железнодорожники вынуждены сами ежемесячно выплачивать миллиарды по долгам самым разнообразным бюджетам. В сложном положении находится и морской транспорт. Сейчас дешевле строить суда за границей и там же их регистрировать. Неудивительно поэтому, что 60 процентов российских судов плавают сегодня под иностранными флагами.
В сфере гражданской авиации события развивались также не лучшим образом. В начале 90-х в стране возникло более 400 авиакомпаний, но при этом объем пассажирских перевозок снизился в шесть с лишним раз. Сейчас компаний осталось около двух с половиной сотен, а реально работает лишь пятая часть. За это же трагическое десятилетие в пять раз сократилось число аэропортов. Сегодня их менее пятисот, и лишь 20 процентов от этого числа находятся в нормальном финансовом состоянии, остальные - банкроты. Самолетный парк России изношен почти на 80 процентов. Лишь 27 отечественных машин нового поколения отвечают нынешним международным стандартам, а через три года и для них дорога в воздушное пространство Европы будет заказана.
Кроме того - будто этого мало! - в результате экономических потрясений, кризисов, дефолтов российский народ обеднел и почти перестал летать, причем не только самолетами "Аэрофлота", как призывает известный лозунг, а вообще.
И все же у авиаторов сегодня гораздо больше причин для оптимизма, нежели у их коллег по транспортному цеху. В гражданской авиации положение начинает понемногу выправляться - объем авиаперевозок растет, причем значительно более высокими темпами, чем в развитых странах. В 2001 году этот рост составил 14 процентов - самолеты российских авиакомпаний перевезли 25 млн. человек, за прошлый год - на 2 млн. больше. Это, конечно, не 130 млн. пассажиров, как было до 1990 г., но все же заметный прогресс. По мнению экспертов, к 2015 году объемы перевозок - как внутренних, так и международных - удвоятся.
Причин тому несколько. Во-первых, хоть и не кардинальное, но реальное оздоровление экономики и, соответственно, повышение уровня жизни. Авиация в России перестает быть элитарным транспортом, люди все чаще предпочитают тряскому вагону комфортабельный салон самолета. Во-вторых, в такой уж стране мы живем - на 60 процентах российской территории наземные транспортные коммуникации либо отсутствуют вообще, либо находятся в зародышевом состоянии. И, наконец, в такую уж эпоху мы живем. Полностью открывшись внешнему окружению, наша страна переняла и его темп жизни, а он - сумасшедший. Время спрессовано, мир чрезвычайно мобилен. Огромные потоки людей ежедневно перемещаются с континента на континент. Человеку может понадобиться оказаться по другую сторону океана, причем не через месяц, а через несколько часов. Он садится на "Конкорд" в Лондоне и через 3.5 часа - уже в Нью-Йорке. Именно такие, фантастические по прежним меркам, возможности заставляют современных людей делать выбор в пользу авиалайнера.
В соответствии с новыми реалиями меняется и российский рынок авиаперевозок. Он пришел в движение, на нем начались бурные процессы раздела и слияния, формирования альянсов и передел сфер влияния. Слабые компании исчезают - либо разоряются, либо лишаются лицензии за неспособность обеспечить надлежащий уровень безопасности полетов, сильные становятся еще сильнее. А властвуют на этом поле так называемые "пять богатырей": "Аэрофлот", "Пулково" "Красэйр", "Сибирь" и "Тюменские авиалинии".
"Аэрофлот", стоящий на вершине этого пьедестала, недосягаем для конкурентов по всем параметрам: и по числу пассажиров (компания перевозит каждого четвертого из них), и по объему воздушного флота (один из самых молодых в Европе парков, он состоит из 112 самолетов), и по масштабам деятельности - на долю "Аэрофлота" приходится свыше 30 процентов перевозок внутри России и 70 процентов - международных. "Аэрофлот" - единственная российская авиакомпания, акции которой котируются на фондовом рынке и размещаются на открытых торгах, ее чистая прибыль за минувший год, как утверждают специалисты, должна составить около 70 млн. долларов. А ведь еще в 1999-м компания сидела, что называется, по уши в долгах. В чем же секрет этого феномена, когда предприятие, находящееся на грани банкротства, делает мощный рывок и становится недосягаемым лидером в своей группе?
Кое-кто в качестве объяснения указывает на щедрое наследство и государственные льготы, которыми пользуется "Аэрофлот". Однако все это не помешало некоторым бывшим менеджерам почти разорить компанию, так что причина успехов все-таки в другом. А именно в том. что "Аэрофлоту" хватило ума отказаться от прежних подходов по принципу "раззудись плечо, размахнись рука" и вместо количественных показателей поставить на первое место качественные. Была сокращена маршрутная сеть, даже пассажиров по сравнению с 2001 г. перевезли чуть меньше, а прибыль выросла в два с половиной раза.
"Аэрофлот" наглядно доказал, что в XXI веке примитивный счет уступил место высшей математике бизнеса, что сегодня успеха можно добиться лишь работая на уровне высоких технологий: с помощью тонкой настройки всего производственного механизма, совмещая компактность с эффективностью, быстродействием и безотказностью - как в современных компьютерах. Быстрое и безошибочное выполнение максимального количества операций - вот идеал любого современного производства.
Вот и выходит, что беда России - не просторы, а нечто совсем иное. Просто есть современный, с расчетом на перспективу, активный менеджмент того же "Аэрофлота", который, даже несмотря на тяжелое положение отечественного транспорта, делает компанию лидером в своей отрасли.