Архангельские ученые подтвердили исследованиями, что в результате хлорирования воды на водопроводных станциях образуются химические соединения токсического действия.
МУП «Водоканал» Архангельска ежемесячно для обеззараживания воды использует до 15 тонн жидкого хлора. Об этом сообщил в беседе с корреспондентом ИА «RUSNORD» помощник гендиректора по связям с общественностью Сергей Пономарев.
«Для обеззараживания воды в Архангельской области используется метод хлорирования как наиболее доступный и простой. В настоящее время доказано, что в результате хлорирования может возникать большое количество галогеносодержащих соединений, вредных для здоровья человека, при этом максимум концентраций приходится на хлороформ. Установлено, что хлороформ образуется под воздействием хлора из предшественников, которыми являются многие вещества природного растительного происхождения, всегда в естественных условиях присутствующие в воде», – сообщил корреспонденту ИА «RUSNORD» директор института гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Андрей Гудков.
Стало известно, что дополнительными источниками предшественников галогеносодержащих соединений (ГСС) могут служить производственные сточные воды, содержащие лигнины. Причиной увеличения содержания ГСС в воде являются ЦБК, использующие хлор, обработка сточных вод хлором, широкое использование хлорсодержащих отбеливающих и чистящих средств в домашнем хозяйстве.
По мнению Андрея Гудкова, ГСС опасны тем, что проявляют высокую биологическую активность с выраженным неблагоприятным влиянием на здоровье человека. Многие из них обладают полиморфизмом токсического действия, оказывают гепато- и нейротоксические эффекты, нарушают функции сердечно-сосудистой и репродуктивной систем. Опасность ГСС связана с их кумулятивными свойствами. Некоторые ГСС обладают канцерогенными свойствами.
Выводы архангельских ученых, полученные в результате социально-гигиенического мониторинга, дополняют общую картину наблюдений за токсическим действием хлорорганических соединений, присутствующих в питьевой воде.
«Самую большую опасность представляют хлор и хлорорганические соединения, которые образуются в воде в результате хлорирования.Мы сами непроизвольно производим отраву на водопроводных станциях, – заявила заведующая лабораторией Главного контрольно-испытательного и научно-методического центра питьевой воды Юлия Косарева. – Безобидная органика, содержащаяся в воде, вступает в реакцию с хлором, который добавляют в воду для дезинфекции. И тогда образуются уж совсем не безобидные соединения, которые могут спровоцировать образование раковых опухолей и мутацию генов».
По данным ученых Колумбийского университета (США), у тех, кто употребляет хлорированную воду, на 44% увеличивается риск заболевания раком желудочно-кишечного тракта и мочевого пузыря. А еще хлорированная вода способствует повышению давления, атеросклерозу и ишемии сердца.
На Западе коварство хлора раскусили давно. Скажем, в скандинавских странах из-за высокого содержания в воде органики от хлорирования больше вреда, чем пользы. Поэтому воду там озонируют. Но озон быстро разлагается, и приходится строить очень много небольших очистных станций. Можно дезинфицировать воду ультрафиолетом. Но для внедрения новых технологий нужны немалые деньги, к тому же придется переоборудовать все очистные станции.
В планах архангельского «Водоканала» переход от жидкого хлора на гипохлорит натрия. Эта мера позволит обезопасить само производство питьевой воды. Что же касается ее качества, то просто уменьшится концентрация хлора в воде. Но соединения хлора с органикой все равно будут образовываться.
Впервые хлор для обеззараживания воды стали использовать в Лондоне после эпидемии холеры 1870 года.
Из поверхностных источников водоснабжения получает воду примерно 70 % россиян. И только 1 % поверхностных водоисточников отвечает требованиям первого класса, на которые рассчитаны используемые в стране традиционные технологии водоочистки.