“Возбужденные против меня в конце 90-х годов уголовные дела имеют, на мой взгляд, одну причину, - продолжает Баринов. - Тогда, возглавив ООО "Архангельскгеолдобыча", я начал активную работу с иностранными инвесторами с целью добиться от них отчисления дивидендов из тех денег, которые они зарабатывают на нашей территории. И эти деньги тогда стали поступать в бюджет и компании, и государства. Для АГД, в то время убыточного предприятия, это был мощный источник выживания. Но как только мы стали работать в этом направлении, тут же было сфабриковано несколько уголовных дел. Тогда поиски компромата на меня не увенчались успехом. Дела были закрыты за недоказанностью состава преступления. Но я предполагал, что когда-нибудь эти обвинения в мой адрес кому-нибудь понадобятся, и сохранил все документы. В принципе сейчас я окончательно убедился, что кто-то у нас в стране очень заинтересован, чтобы Россия от крупных иностранных инвестиционных проектов получала по минимуму. Я с этим не согласен, и никогда не соглашусь. Попытки воскресить эти мертвые дела возобновились во время моей предвыборной кампании на должность главы администрации НАО с одной целью - не дать мне возможности участвовать в выборах.
После избрания на должность главы администрации Ненецкого автономного округа, я тоже стал думать, как пополнять окружной бюджет не только за счет налогоплательщиков, но и из других источников. Мы начали активную работу по выводу из кризисного состояния Ненецкой сейсморазведочной экспедиции, пытаемся реанимировать лесозавод, Ненецкую нефтяную компанию. Когда эти предприятия начнут работать, у нас появятся дополнительные источники для повышения благосостояния жителей округа, для выполнения тех задач, сегодня ставит перед нами президент. Кроме того, мы постепенно стали добиваться, чтобы инвесторы, в том числе и иностранные, сполна платили государству и округу дивиденды от прибыли, полученной за добытую на нашей территории нефть. Кстати, первый такой платеж в казну государства и в казну Ненецкого автономного округа уже произведен в этом месяце. Но во всей этой работе мы постоянно ощущали какое-то давление, замечали всевозможные действия со стороны, которые показывали, что кому-то этот процесс очень не нравится.
Видимо, не придумав ничего лучшего, эти люди вытащили на свет старое уголовное дело. Интересно, что исполнителями его оказались в большей части те, кто затеял его в 1999-м и в 2000-м годах.
Я пока не знаю, что изъято при обысках в Архангельске. Они проводились без моего участия. Но скоро узнаю - я получил повестку явится в Архангельскую прокуратуру 23 мая. Конечно, явлюсь. Я не чувствую себя ни преступником, ни мошенником. Как только узнал, что по поводу возобновленных уголовных дел в Нарьян-Мар прибыла группа прокурорских работников, сразу пришел в окружную прокуратуру. Потом начались обыски и допросы. Кто-то даже сделал предположение, что Баринов, мол, бросится в бега. Заявляю открыто: я ничего не боюсь и скрываться не собираюсь, бежать мне не от кого и причин для этого нет. Всю свою жизнь я работал и работаю на государство.
Одно непонятно: почему так много людей задействовано в этой, так сказать, операции? И за чей счет она будет оплачена: за счет заказчика или опять-таки из бюджетной казны, теми самыми рублями налогоплательщиков, которых у них и так не очень много?
И еще поражает, что, хотя обвинение мне не предъявлено, публично, с телеэкранов звучат заявления, например, заместителя прокурора Архангельской области, в таком тоне, как будто суд уже прошел и приговор предъявлен. Даже называются сроки наказания.
Полтора года велось следствие, которое не выявило состава преступления. И вдруг через шесть лет решили, что, якобы, противоправными действиями нанесен ущерб. Кому? Компании? Государству? Между прочим, акции "Архангельскгеолдобычи", принадлежащие государству и находящиеся в управлении администрации Архангельской области, были в свое время проданы по смехотворной низкой цене. И компания "ЛУКОЙЛ" ни тогда, ни сейчас никаких претензий мне не предъявляла. Кстати, когда я ушел из АГД, иностранные инвесторы сразу перестали платить дивиденды. Нынешняя детективная история выстраивается по старому сценарию: сегодня многим очень не нравится, что во главе округа находится человек, который глубоко разбирается и в нефтяных, и во многих других вопросах. Видно, хочется кому-то посадить на это место пешку и делать свои делишки. Я думаю это и конкуренты "ЛУКОЙЛа", и конкуренты наших государственных нефтяных компаний. Судя по их действиям, они представляют интересы иностранных инвесторов: заботятся, чтобы все деньги, которые зарабатываются на нашей территории, отправлялись за рубеж. Детектив выстроен профессионально: можно выдвигать версии и про скандал с сенаторами, и про борьбу с коррупцией.
Вступая в должность главы администрации НАО, я присягал президенту России и населению Ненецкого автономного округа. И сейчас готов отчитаться перед ними за каждую копейку, истраченную мною за всю мою жизнь не только бюджетных или общественных денег, но и своих личных. Конечно, жителям Ненецкого автономного округа, хочется, чтобы улучшение качества жизни происходило стремительнее. Но никто не возразит, что за те 14 месяцев, которые я руковожу округом, сделано много. Сегодня достроены практически все объекты, которые много лет числились не завершенными. В этом году откроем новый родильный дом, который будет представлять собой целую технологическую цепочку по охране материнства и детства. В Нарьян-Маре введены в эксплуатацию новые очистные сооружения, которые тоже много лет значились незавершенным объектом. Сегодня мы работаем над проектами, которые позволят округу развиваться: это и современное энергообеспечение, и очистка воды, и газификация сельских населенных пунктов. Уже нынешним летом начнем строительство газопровода к селам, расположенным по берегам Печоры. Наконец-то округ имеет четкие, хорошо продуманные программы развития систем здравоохранения, образования, строительства и сельского хозяйства. То есть идет реальная работа по всем национальным проектам.
И очень обидно, что именно сейчас, в самую горячую пору, когда нужно решать вопросы навигации, северного завоза, строительства, руководство администрации округа вовлечено в историю, абсолютно не связанную с реальной жизнью.
“Коммерсантъ”, 23 мая. 2006 г.