Этот летний пост установлен самими апостолами, призывавшими первых христиан к воздержанию и молитве. И так же, как апостолы в ожидании сошествия Святого Духа на них, проводили время в посте и молении, Церковь рекомендует и всем тем, кто искренне ищет спасения и жаждет радостного благовестия от Господа Иисуса Христа, поститься, очищая свое сердце и душу.
Святитель Лев Великий об этом говорит так: «За праздником Пятидесятницы, который Дух Святой освятил Своим сошествием, следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы проводили его с необходимым благоволением (то есть добровольно). Так как мы не сомневаемся, что Дух истины внушил апостолам учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способными к принятию благодатных дарований».
По сути, эта наша способность принять, а потом и сохранить в душе своей благодать Духа Святого и делает нас членами Церкви Христовой, установленной в День Пятидесятницы. И Петров пост после длительного непостного времени призван сделать сердце наше достойным даров Святого Духа, обильно изливаемых в Церкви, и прежде всего - в Таинствах.
Глубинный смысл имеет и то, что Петров пост каждый год начинается в разные дни, но заканчивается всегда 12 июля - в день памяти двух святых апостолов Петра и Павла, столпов и основателей христианской Церкви. Благодаря их пламенным проповедям тысячи людей обращались ко Христу, они воскрешали умерших, исцеляли больных, труды, написанные ими, до сих пор творят чудеса с душами страждущих искателей. Но, несмотря на все эти дары и откровения, каждый из них до конца своих дней сохранял смирение и глубочайшее покаяние за прежние ошибки и заблуждения. Предание гласит, что Петр каждый раз при крике петуха горько плакал, вспоминая троекратное отречение от Христа, а Павел считал себя последним, наименьшим, из апостолов за то, что в юности был гонителем христиан. Оба они - согрешили, но покаялись, и сокрушение имели до последнего вздоха.
Петров пост не так строг, как Великий, и, как правило, не так продолжителен. Устав Церкви предписывает воздержание от рыбы в понедельник, среду и пятницу. В субботние и воскресные дни, а также в дни памяти великих святых или в храмовые праздники рыба также разрешается.