Согласно положениям новой доктрины, если концепция будет принята, Россия сможет вмешиваться в приграничные конфликты, закрывать глаза на распространение ядерного оружия и бороться с вероятными противниками - США, НАТО и международным терроризмом.
Новая доктрина остается "оборонительной", тем не менее ее оборонительность претерпит ряд изменений. Например, в разделе «Основы применения ВС РФ» указано, что Россия теперь может применять силу и «защищать интересы своих граждан за рубежом, если их жизни будет угрожать опасность». В действующей доктрине такого пункта нет.
Вторая по важности особенность - Россия с принятием основополагающего документа может участвовать в приграничных вооруженных конфликтах по периметру своей территории, где происходит "нарушение принципов международного права, подпадающее под определение агрессии в отношении ее граждан". Видимо, разработчики документа предположили, что конфликты в Абхазии и Южной Осетии, большинство жителей которых имеют российское гражданство, останутся в "горячем" состоянии настолько долго, насколько целесообразно продлить действие новой военной доктрины.
Еще одну особенность новой доктрины Минобороны рассматривает как гвоздь программы. Собеседник "Газеты" сообщил, что, когда на заседании коллегии Минобороны обсуждался проект, Сергей Иванов потребовал внести пункт о социальном положении военнослужащих.
В разделе «Формирование ВС» основная ставка делается на «подразделения быстрого реагирования в армии, ВВС, ВМФ и Воздушно-десантных войсках, сформированных из профессиональных военных, которые составят костяк подразделений, выполняющих конкретные боевые задачи». Как и в доктрине 1993 года, правовой основой является Конституция России, а основным органом оперативного управления ВС остается Генштаб. Но в целом, по мнению немногих экспертов, видевших документ, "плохо прописано участие гражданского общества в контроле над ВС, роль армии в обществе, хотя сам принцип провозглашен".
Фото сайта grani.ru