«Практическая реализация предложенных мер способна улучшить инвестиционный климат, стимулировать процессы технического перевооружения и повышения конкурентоспособности предприятий легкой промышленности. Учитывая сравнительно короткие сроки проведения инвестиционных проектов и быструю окупаемость капиталовложений в отрасли, легкая промышленность потенциально способна, по меньшей мере, удвоить объем производства в перспективе ближайших 5-7 лет», - прокомментировал проект плана заместитель Министра промышленности и энергетики России Андрей Реус.
Первоочередной мерой по развитию легкой промышленности должно стать формирование цивилизованного внутреннего рынка, создание равных конкурентных возможностей для национального и иностранного легального бизнеса. Как отметил Андрей Реус: «Конкурируя», с контрабандной и контрафактной продукцией, российские производители сегодня заведомо находятся в проигрышном положении». В этих условиях приоритетом государственной промышленной политики в легпроме должна стать последовательная реализация комплекса мероприятий «по вытеснению контрафактной и контрабандной продукции с рынка и стимулированию организации современных товаропроводящих сетей взамен непрозрачной, а порой и криминальной неорганизованной торговли на вещевых рынках», - добавил замминистра.
Значительный эффект защиты внутреннего рынка может принести использование инструментов технического регулирования. Не секрет, что значительная часть детской одежды и обуви, поступающей в Россию из некоторых стран Юго-Восточной Азии, не соответствует требованиям безопасности. В проекте плана предусмотрена разработка четырех технических регламентов о требованиях к безопасности продукции и производств легкой промышленности, охватывающих весь ассортимент продукции отрасли.
Для формирования рынка доступного сырья Минпромэнерго предлагает рассмотреть возможность увеличения экспортных пошлин на сырье для стимулирования его переработки российскими предприятиями и в сторону уменьшения или отмены ввозных таможенных пошлин при импорте сырья и материалов, не производимых в России.
Стимулирование экспорта, в частности субсидирование части затрат на уплату процентов по экспортным кредитам - один из приоритетов промышленной политики. Проектом плана предусмотрена подготовка предложений по порядку возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам компаний легкой промышленности.
Особое место в промышленной стратегии занимает инновационное развитие. В проекте плана предусмотрена разработка ведомственной целевой программы развития легкой промышленности на 2008-2010 годы на основе создания прогрессивных технологий.
Справочно:
1. В настоящее время по оценкам экспертов рынок товаров текстильной и легкой промышленности составляет 1,25 триллиона рублей, на долю отечественных производителей приходится только 17,7 % (230 миллиардов рублей), при этом официальный импорт составляет 240 миллиардов рублей, а остальные 780 миллиардов рублей - контрафактный и контрабандный товар.
Потери федерального бюджета при этом только от неуплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость составляют около 228 миллиардов рублей.
Практика показывает, что даже первые шаги в этом направлении приносят весьма значительный эффект. В 2005 году в соответствие с поручением Правительства, в Минпромэнерго России была образована и начала свою работу Межведомственная рабочая группа для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров на территорию России. В 2006 году значительно активизировалась работа против незаконного перемещения товаров на таможенную территорию России. И практически сразу удалось достичь оживления в отрасли.
В 1 квартале 2006 г. официальный импорт вырос на 62,1 % (по сравнению с соответствующим периодом 2005 года) и составил 1024,5 млн. долларов США (28,7 млрд. рублей); за 4 месяца 2006 года объем выпуска продукции в текстильном и швейном производстве вырос на 10,1 %, а в кожевенно-обувной - на 11,8 процента (по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года).
Однако масштаб проблемы и необходимость принятия адекватных решений требуют переноса этой работы на более высокий уровень - уровень Межведомственной или Правительственной комиссии. Кроме того, для консолидации усилий по защите рынка на федеральном и региональном уровнях необходима организация аналогичных комиссий в субъектах Российской Федерации.
2. По оценке Минпромэнерго, организациями легкой промышленности на эти цели будет расходоваться ежегодно в 2006-2008 годах по 5,75 млрд. рублей, в том числе 5,43 млрд. рублей из внебюджетных источников. С учетом того, что около половины этих средств (2,3 млрд. рублей) будет погашено за счет кредитов, полученных в российских кредитных организациях, для возмещения части затрат на уплату процентов по этим кредитам требуются средства в объеме 150 млн. рублей. Это позволит привлечь на техническое перевооружение дополнительные заемные средства в объеме 2 млрд. рублей, при этом за счет увеличения выпуска продукции будет достигнуто увеличение налоговых выплат в бюджеты всех уровней на сумму более 300 млн. рублей.
3. В 2004 году было предоставлено субсидий на сумму 50 млн. рублей, их получили 79 организаций из 32 субъектов Российской Федерации. Это позволило дополнительно привлечь кредиты для закупки сырья и материалов на сумму 667 млн. рублей, выпустить продукцию в объеме 2,57 млрд. рублей, получить прибыль в объеме 145 млн. рублей. При этом дополнительные отчисления в бюджеты всех уровней составили 313,3 млн. рублей. На каждый выделенный из федерального бюджета рубль в 2004 г. в консолидированный бюджет предприятиями отрасли отчислено 6,27 рубля. В 2005 г. из федерального бюджета было выделено 30 млн. рублей, прирост налоговых поступлений составил 196,5 млн. рублей. В бюджете 2006 г. на указанные цели предусмотрено 100 млн. рублей, ожидаемый экономический эффект составит: дополнительный выпуск продукции на 6,4 млрд. рублей, прирост прибыли - на 362 млн. рублей, увеличение налоговых платежей - на 718 млн. рублей.
По материалам parlcom.ru