Но об одном периоде своей воинской службы отец особенно не любил вспоминать. Его роту автоматчиков из победной майской Праги 45-го перебросили в латвийские леса, выбивать «лесных братьев», они их еще называли «апостолы». Там были не только остатки латвийских подразделений СС, но и зажиточные крестьяне, хорошо знающие, какую судьбу предрекают им советские колхозы. Но кто тогда разбирался в этих идеологических тонкостях? Враг или сдается, или его уничтожают. Причем, чаще воплощался в жизнь второй вариант. Отец провел в тех лесах больше года. Если и вспоминает, то без подробностей, с ожесточением, но и с чувством вины. Видимо, слишком много крови пролито, и не всегда по делу. Часто в его рассказах проскальзывало слово «бандеровцы», они так далеко уходили лесами от родной Украины, спасаясь от СМЕРШа. Отец говорил о них, как о самых коварных и непримиримых, и в моем детском сознании возник законченный образ врага-предателя. Еще он показывал черную веревочную удавку, фирменное оружие украинских националистов, хранившуюся среди боевых наград. Рассказывал, что его спасла реакция бывшего футбольного вратаря, о печальной судьбе нападавшего я даже не спрашивал. Наверное, именно в тот день Господь окончательно определился с моим появлением на свет. И вот теперь эти люди имеют хорошие шансы стать ровней советским ветеранам войны...
14 октября в столице Украины отмечали 64-летие создания УПА, Украинской повстанческой армии. Ее идейным вдохновителем был Степан Бандера, ставший для моего поколения собирательным образцом воинствующего националиста. Конечно, в действительности его вклад в историю Второй Мировой войны не так однозначен, как его трактовали советские военные историки. Бойцы УПА воевали и против немцев, и против советских войск. Им было с кого брать пример, такой же идеологии придерживалась и польская Армия Крайова. В отличие от коммунистической Армии Людовой, ее солдаты тоже воевали сразу на два фронта, - и против фашистов, и против советских войск. Особенно активно пополнялись ее ряды после подавления Варшавского восстания. Выжившие не простили предательства маршала Жукова, так и не пришедшего к ним на помощь. Кроме этого, среди солдат Крайовы были сильны националистические настроения и просто откровенный антисемитизм, так характерный для этой страны в целом.
Отдельные части Армии Крайовы воевали на территории Западной Украины, в то время государственные границы имели весьма абстрактный характер. Сразу вопрос, не проще было бы украинским националистам влиться в ряды польских единомышленников? Нет, не проще, они и друг друга недолюбливали. Мягко сказано, были случаи столкновения между отрядами, не давали покоя исторические обиды и территориальные разногласия. Но и те, и те сыграли в разгроме фашистской Германии относительную роль, основные силы уходили на борьбу с «жидовскими комиссарами».
Прошло более 60 лет. Современная история делает свои акценты. В 2002 году президент Путин возлагает цветы на Мемориал памяти бойцам Армии Крайовой. Конечно, это был чисто политический жест, примирение с историей. Вряд ли наш президент, бывший офицер спецслужб, мог простить убийства наших солдат и офицеров в последние месяцы войны. А также террористическую деятельность после. Как бы ни был симпатичен главный герой фильма Анджея Вайды «Пепел и алмаз» в исполнении потрясающего Збигнева Цыбульского, но даже человеческое сочувствие к запутавшемуся в жизни молодому парню, заканчивающему жизнь на помойке с пулей в животе, не может оправдать убийства безоружных людей. Особенно, когда мир приходит в себя после страшной войны. Но это в Польше, там свои противоречия, своя не всегда понятная история. Простые поляки никогда не скрывали, что после 6-летней фашистской оккупации они попали на 40 лет в советскую.
Но Украина.... Разве мы когда-нибудь разделяли трагедию оккупации Киева и блокады Ленинграда? Разве можно себе представить, чтобы в самые либеральные и демократические годы, в Российской Федерации рассматривался на официальном уровне вопрос о признании бойцов РОА, «власовцев», ветеранами ВОВ со всеми вытекающими льготами? Меня сложно назвать поборником советской власти, всегда относил себя к диссидентам. Но первое разочарование в Александре Солженицыне я испытал, прочитав в «Архипелаге ГУЛАГ» попытку романтизировать предателей из Русской освободительной армии. Мне плевать, что в дальнейшем они хотели начать вооруженную борьбу с Германией. Сговор с врагом, какие бы цели он ни преследовал, достоин осуждения и сурового наказания.
Лет 20 назад на киностудии «Мосфильм» был душераздирающий случай. В тот год на Пушкинской площади молодые отморозки впервые попытались отметить день рождения Гитлера. Водитель камервагена (специальный операторский автобус) нашел в ящике письменного стола сына значок со свастикой и рукописный перевод «Майн кампф». Произошел серьезный разговор, подросток назвал ефрейтора Шикельгрубера своим идейным учителем. Отец взял охотничью двустволку и застрелил сына. Потом сдался милиции. Так вся киностудия собирала подписи в защиту этого детоубийцы. На суде водитель сказал, что готов понести самое суровое наказание. Но не за убийство, а за плохое воспитание. Ему дали немного. Только он скоро повесился в камере...
У меня нет сомнений, что сегодня акция, подобная киевской, собрала бы немало сторонников и в Москве. Вы загляните на сайт ДПНИ, наши национал-патриоты находят оправдание сторонникам УПА и даже видят в них своих идейных союзников, мол, они тоже боролись за чистоту нации. Но не замечают, что последователи старых «бандеровцев» легко находят общий язык с представителями Кавказа. Главное, чтобы те тоже были против москалей и евреев. Да и Русский Марш 4 ноября отличается от 64-го юбилея УПА только лозунгами и формулировками, а суть та же.
Зачем президенту Ющенко обострять и без того непростые отношения в украинском обществе? Все просто, экономические провалы можно закамуфлировать противостоянием двух мировоззрений. УПА состояла в основном из жителей западных областей страны, именно они очень недовольных сегодняшним альянсом с Партией регионов, социалистами и коммунистами. Но именно коммунисты и просто порядочные люди стали на Крещатике живым щитом против коричневого разгула. Органы правопорядка по свидетельству очевидцев внешне сохраняли нейтралитет, но реально защищали националистов. Видимо, был приказ сверху, власть расписалась в своих пристрастиях. Это, наверное, первый случай в жизни, когда я вижу себя под красными знаменами.
Проект закона о признании УПА и прочей швали военного времени героями-патриотами подписан кабинетом министров Украины и отдан на рассмотрение в Верховную Раду. Скорее всего, его завернут. Но прецедент для очередных столкновений на Майдане Незалежности создан. Возможно, это отвлечет народ от бардака, творящегося в правительстве, и вернет президенту Ющенко несколько потерянных процентов популярности. Да только зима на носу, опять не решены финансовые вопросы по поставкам газа. И если Россия применит самые жесткие санкции к неплатильщикам, я даже глазом не моргну.
Та черная удавка, лежащая среди боевых орденов отца, всегда перед моими глазами...
Леонид Черток