В наше время мало кто знает, что такое плетение из корня. Еще меньше людей, профессионально владеющих художественной обработкой этого материала.
В Архангельской области живут всего два народных мастера по плетению из корня. Один из них, Алексей Огородник, работает в школе Народных ремесел Владимира Бурчевского. Мастерская по плетению из корня существует там уже шестой год, и забытое ремесло постепенно начинает возрождаться.
Зоя Гавшинская, член Союза художников, так рассказывает об Алексее Огороднике: «Вы видели поделки других мастеров? В них нет такой аккуратности. Очень важно, сколько времени уходит на изготовление одной работы. Некоторые вещи он делает целый год. Все его произведения уникальны. Но, он ведь совсем не зарабатывает на этом! У нас такой труд ничего не стоит. А еще Алексей Петрович работает с детьми. Я считаю, что все кто работает в преподавании – трудяги, подвижники и большие романтики».
Алексей Огородник рассказал мне, что плетение из соснового корня – занятие очень сложное и трудоемкое, начиная с процесса заготовки сырья. Длинные тонкие корни хвойных деревьев скрыты небольшим слоем земли, но здесь же на месте их нужно очистить от коры и правильно свернуть для длительного хранения, потому что заготовляют их раз в год в начале лета.
Непосредственно перед плетением корень вымачивают, строгают, чистят и выравнивают по ширине, чтобы стежки были неотличимы друг от друга. Увидев готовые работы, состоящие из ритмично повторяющихся, почти ювелирных стежков, с трудом вериться в долговечность корневушек. Однако это редкое ремесло весьма древнее и существуют плетеные вещицы, пролежавшие в недрах земли несколько столетий, потерявшие от этого только белый цвет. Крепость изделий, поясняет Огородник, получается за счет смолистости соснового корня.
Почти каждое изделие из корня можно назвать эксклюзивным, так как невозможно в точности повторить форму. Трудоемкий процесс изготовления, неповторимая другими материалами текстура и удивительная прочность ощутимо сказываются на цене этих рукотворных чудес.
Не так уж часто находятся истинные ценители, готовые заплатить реальную стоимость изделия. «Мою первую работу купил директор архангельского хлебокомбината для приехавшего к ним коллеги из Чехии. Чеху очень понравились корневушки, и директору пришлось порадовать гостя. Чех хотел заказать у меня еще тридцать точно таких же и называл заманчивые цены, но невозможно повторить изделие из корня точь-в-точь, тем более времени бы потребовалось не меньше года, поэтому я отказался», – рассказывает Алексей Петрович.
Время от времени мастер выезжает на ярмарки на Соловки, в Сольвычегодск, в Кириллов. «Мои покупатели, конечно, в большинстве случаев люди состоятельные. В городах, приближенных к центру, больше возможности встретить такого покупателя. Есть в Кириллове один постоянный покупатель, каждый год приобретает у меня что-нибудь», – поведал мне Алексей Петрович. «Но мне невыгодно ездить на ярмарки, потому что нужен большой объем товара, чтобы окупить проезд и место проживания», – сетует мастер.
Всем известно, что иностранцы давно научились высоко ценить ручную работу. По словам мастера, иностранцы готовы платить хорошие деньги, но они прекрасно знают, что за границей изделия из корня стоят в десять раз дороже. «К тому же, шведы или финны три дня ходят, прицениваются, лишь на четвертый день покупают, - рассказывает Алексей Огородник. - А однажды ко мне подошла москвичка, сказала, что она покупает корзинку, а только потом спросила цену и купила!».
Ездил архангельский мастер по приглашению и на ярмарку в Финляндию, но там оказались свои правила: «Для того, чтобы там у тебя что-то купили, о тебе должны знать. Неважно, какое у тебя качество, главное чтобы было организованное торговое место, громкая реклама и известное имя».
В то же время Архангельские музеи не дремлют и начинают покупать работы Огородника в свои фонды. Старший научный сотрудник отдела фондов музея «Малые Карелы» Наталья Лютикова, занимающаяся научным комплектованием фондов, прокомментировала интерес музея к работам Огородника: «Работы у Алексея Петровича хорошие, качественные. Были бы они плохие, неужели мы бы их покупали!? Хороший ремесленник – он же всегда художник. В любом мастерстве важны выверенные пропорции и техника выполнения. Его работы можно на полном основании назвать произведениями искусства».
Татьяна Мартынова
Фото автора
В любом строительстве не обойтись без сопутствующих материалов. Одним из таковых является алюминиевый профиль. На сайте http://almo-ags.ru Вашему вниманию представлен огромный каталог данной продукции. Заходите и делайте свой выбор.