В эти дни, когда любая политическая аналитика применительно к родной стране сродни прогулки по минному полю без миноискателя, самое время обратиться к происходящему на недружественном Западе. В Италии, например.
На прошедших там парламентских выборах победу одержала правоцентристская коалиция. Вроде бы корень «центр» успокаивает, но только если не знать деталей. Фишку там держит Джорджа Мелони, она же самый вероятный будущий премьер страны, представляющая партию «Братья Италии». Последние позиционируют себя как консерваторы, сторонники традиционных для насквозь католической страны ценностей – запрет пропаганды ЛГБТ, абортов, суррогатного материнства и легализации легких наркотиков, строгий контроль за иммиграционными процессами и пр. При этом, если всё пойдёт по плану, Мелони станет первым итальянским премьером от слабого пола, что уже нонсенс для религиозного общества. Женщин в Италии действительно обожествляют… но до определённого уровня, близкого к потребительскому (ресторан-танцы-стихи Петрарки-койка).
А теперь к самой сути. «Братья Италии» - наследники движения Бенито Муссолини, родоначальника европейского фашизма. Понятно, что мир встрепенулся и пока плохо представляет, что можно ждать от этого «женского сапожка» (Аппенинский полуостров традиционно называют «сапогом»). Особенно переживает Евросоюз и называет итальянского избирателя своим потенциальным разрушителем.
Зато возрадовались гости студии Владимира Соловьёва. Вечер понедельника, на время забыв о проблемах отечественных, насущных, они в своей классической манере, граничащей с беспардонным хамством, ёрничали – ужо итальянцы покажут этим толерастам, да и нам станет полегче. Ректоры, директора общественных институтов, политологи, журналисты-международники… та ещё элитка.
Полегче? Ну-ну…
У меня в Италии живёт знакомая семья. Из советских эмигрантов. Кто не знает – раньше пределы Советского Союза можно было покинуть только по израильскому вызову, сей процесс стыдливо назывался «воссоединением с семьёй» (а не желанием сменить политический режим). Прямого пути на Землю Обетованную не было в связи с отсутствием дипломатических отношений, приходилось делать остановку или в Риме, или в Вене. У кого были другие планы на жизнь, задерживались в этих перевалочных пунктах и подавали прошения на въезд в приглянувшиеся страны.
Моим знакомым понравилась как раз Италия (что случалось не часто). И климатом, и темпераментом, и кухней. Довольно быстро наладили небольшой, но стабильный бизнес… а там и внуки-итальянцы пошли. Короче, прижились и ни о чём не жалеют.
Нужно отметить, что эмигранты из СССР (и позднее из России) в независимости от страны проживания, как правило, придерживаются правых взглядов. Мои знакомые не исключение, всегда голосовали за Сильвио Берлускони (его «Вперёд, Италия» тоже входит в нынешнюю правую коалицию, но не первым номером). Аргументы к их последнему волеизъявления таковы.
Надоел диктат европейских «левых», когда Брюссель нажимает на все рычаги, чтобы получить в странах, входящих в Евросоюз, управляемого премьера. Рычаги не только политические, но и экономические, Италия хотя и стоит третий в списке ведущих европейских экономик, но проблем выше крыши. Покинуть же союз по примеру Великобритании тоже стрёмно, Лондону открыто мстят за результаты брекзита и вставляют, где можно, палки в колёса.
И кроме экономики. По их мнению, европейские социалисты полностью изуродовали демографию старушки-Европы, практически ликвидировали свободу слова и печати, привнесли колоссальный криминальный уровень открытыми границами для беженцев из стран третьего мира, внедрили формулярами месиво с полами родитель-один, родитель-два вместо отец и мать, нивелировали собственно понятие «мать» - нельзя сейчас публично писать или говорить, что женщина рожает, кормит грудью и у неё есть менструации (пардон за натурализм).
Плюс не нравятся уроки половой толерантности в начальной школе (говорят, хотят распространить на детсады), поощрение небинарности среди молодёжи, почти открытое навязывание в высших учебных заведениях левых марксистских взглядов, от которых они когда-то уехали из СССР.
Собственно, поэтому они и голосуют за правых, в этом смысле Италия постоянно находится на политических качелях (издержки неуправляемой демократии… а куда деваться?). Пусть и с риском радикальных мер, которые может принести такой премьер как Джорджа Мелони.
К слову, сама будущий премьер (с большой долей вероятности) открещивается от штампа «фашистка», поставленного ей в ходе предвыборной борьбы и объясняет - фашизм означает получить власть и разрушить систему, а у неё нет таких планов, да и вообще физической возможности. Но всё равно напряг есть, ибо не скрывает, что в её партии «есть силы, связанные с неофашистским движением». То есть, радикалы-радикалы… как прилепинцы в рядах справедливороссов. Мало ли как будет развиваться ситуация в условиях общемировой нестабильности и какого цвета идеи окажутся самыми востребованными?
Так над чем веселились гости Соловьёва? Несколько лет назад Джорджа Мелони с большим пиететом относилась к Владимиру Путину и поздравляла его с очередной победой на президентских выборах – «воля народа кажется однозначной». Плюс не забываем, что рядом с ней всегда недалеко маячила фигура Берлускони, отношения с которым у Владимира Владимировича этапами не самые простые, но уж точно не враждебные.
Однако политическая конъюнктура изменилась и пошло-поехало. Этим летом та же дама активно поддержала поставки вооружения украинской стороне, сделала несколько громких заявлений о «безусловной поддержке». Причём все прекрасно понимают – без этого сегодня в Европе выборы не выиграть, друг Сильвио тоже перестал вспоминать о «тёплых встречах на брегах Невы». Ставки слишком высоки, тут не до личной приязни.
Наивно представить, что такая предвыборная риторика сойдёт на нет после дележа министерских портфелей. Решить проблемы в экономике кавалерийским наскоком при любой национально-ориентированной политике «Братьям Италии» и их синьоре вряд ли удастся (ещё никому не удавалось), и это придётся объяснять избирателям. Напряжённость с ковидом, ещё недавно колбасившим Европу, отошла на второй план, остаётся… правильно!
А смеяться в тихой студии «Останкино» большого ума не надо. Особенно забыв, что любой радикализм опасен не только далёкой Италии, но и такой близкой всем нам России.
Опасно всё, что слишком, история не раз это доказывала.
Леонид Черток